Зерно невидимо в земле,
а из него вырастает огромное дерево.
Так же незаметна и мысль,
а из нее вырастают огромные события человеческие.
(Лев Толстой)
Я
очень люблю деревья. Очень! Они разнообразны, потрясающие, удивительнейшие - в
них столько силы, столько стойкости, и при этом столько изящества. Ещё для меня
это некий совершенный образ... Оно живёт в трёх мирах: корнями оно уходит
вглубь под землю (мир прошлого), ствол его растёт через земной уровень
(настоящее время) и ветвями дерево тянется в небо (мир будущего). Дерево -
высший природный символ динамичного роста, символ развития, символ мироздания,
символ жизни, его ветви, олицетворяющие разнообразие, отходят от общего ствола,
является символом единства. И для меня образ дерева тесно связан со мной, моим
детским садом и моей семьей, моим коллективом, моим становлением, моим ростом в
профессии, жизненными ценностями, с делом моей жизни.
Неумолимо летит время... И вот уже 41 год, как
я посадила зерно, из которого растет моё дерево, дело моей жизни!
Сегодня
новая политическая концепция общества усиливает социальную значимость
образования и вызывает необходимость в его качественном изменении, которое
касается и области дошкольного образования, в части обеспечения доступности.
В педагогической среде
понимание доступности заключается в готовности самого учреждения обеспечить
полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогатить детское развитие,
построить образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования.
Идея самоценности и
уникальности детства как важнейшего периода в жизни растущего человека
позволяет очертить круг актуальных вопросов:
·
как к маленькому
человеку относится современное общество и каким видит его будущее?
·
как организовать
помощь ребенку адаптироваться в социуме, сохранив при этом его
индивидуальность?
·
как создать
«умную» мобильную образовательную среду, учитывая возрастные и индивидуальные
особенности ребенка, а также социальный запрос общества?
В
поиске ответов на эти вопросы, учитывая актуальные тенденции, у меня как у
руководителя, появилась необходимость качественно переосмыслить
профессиональные взгляды и выработать индивидуальную перспективу развития
дошкольной образовательной организации. Решение инновационных задач заставило меня
проанализировать и переосмыслить
стратегии собственной управленческой деятельности, а также к определению
значимых звеньев цепи личностных качеств руководителя, обеспечивающих его
профессиональный рост.
Успешный
руководитель - это лидер, коллега, новатор, психолог, воспитатель, музыкант,
художник, физкультурный работник, экономист, повар и плотник, и медсестра, в
общем, тот кто ведет за собой коллектив. В нужный момент он может проявить
твёрдость характера, определить основные ориентиры достижения результата и
организовать деятельность всех членов команды, уверенно поддержать в каждом
уникальность и инициативность. Умение убедительно говорить - это отличное
подспорье установления качественного взаимодействия в коллективе, поэтому
необходимым звеном стратегии личного профессионального роста руководителя
является его речь. Ораторские способности и риторические навыки способствуют
эффективному управлению персоналом.
Как
опытный педагог сопровождает своих малышей, создавая максимум условий для
обучения искусству жить и искусству мыслить, так и успешный грамотный
руководитель, обладая фундаментальными психологопедагогическими знаниями и
используя новейшие технологии, грамотно создает условия для формирования
команды, которая смотрит в одном направлении. Такая команда объединяет
индивидуальные таланты и навыки в суперэффективное целое. Целеустремленность,
концентрация на результате и оптимизм позволяют достигать намеченных целей и
двигаться к новым вершинам. Неотъемлемыми качествами успешного руководителя,
для которого важным является победа и успех его команды, можно назвать
неиссякаемую энергию и воодушевление. Умение понимать и применять стратегию работы
в команде также является основополагающим звеном в цепи стратегии
профессионального роста руководителя. Важно не просто создать команду,
необходимо создать условия для того, чтобы команда испытывала потребность развиваться,
ставить новые цели и поэтапно идти к их достижению.
Сегодня
президентом поставлена четкая задача - обеспечить глобальную
конкурентоспособность российского образования и войти в десятку лучших стран
мира по качеству образования.
И путь к успеху - это:
·
путь к
инновациям, открытости;
·
путь работы по
формированию информационных, коммуникативных компетентностей педагогов и
обучающихся;
·
путь определения
индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
·
путь заботы о
здоровье детей;
·
путь повышения
качества работы педагога через слияние обучения и воспитания.
Стратегия
профессионального роста это как взращивание дерева: оно должно расти и
подниматься, а руководитель видеть горизонты собственного развития и развития
организации, которой он управляет. Заведующий не просто навигатор, точно
знающий маршрут движения и конечную точку, он стратег, эффективно использующий
ресурсы организации в достижении цели. Уметь видеть проблемы, анализировать
причины, прогнозировать тенденции, идти впереди перемен - эти ценностные
ориентиры необходимы каждому успешному руководителю.
Современный сад, современный
педагог, современное занятие, а значит, и современный руководитель...
Реализация национального проекта «Образование» ставит перед педагогическим
сообществом задачу - обеспечить внедрение новых методов обучения и воспитания,
современных образовательных технологий. Это возможно только в процессе
совместного профессионального роста руководителя и педагогов, поэтому важным
принципом в управленческой деятельности считаю постулат: «Руководитель должен
обладать максимальным авторитетом, а не властью». Авторитет - это
компетентность, опыт и чувство. Трудно не согласиться со словами Я. Райниса:
«Вначале мы учим наших детей. Затем мы сами учимся у них. Кто этого делать не
хочет, тот отстает от своего времени». Идти в ногу со временем, держать в
фокусе интересы ребенка, развиваться, любить дело, которое ты делаешь,
главные слагаемые моей
формулы профессионального роста.
Комфортная
и безопасная образовательная среда - неоспоримое требование в любой
образовательной организации. Но сегодня задача руководителя сада- сделать так,
чтобы образовательное пространство стало местом самореализации и развития
педагогов и обучающихся, ресурсом для постановки и воплощения творческих планов
и замыслов.
Сегодня успешный руководитель
- это тот, кто умеет воодушевлять других людей, вести их к достижению
поставленных целей и способен убедить членов своей команды без колебаний
принять свои жизненные ценности. Хочу творить и созидать. Да, мне нравится делать
что-то новое и необычное, преумножать и планировать. Мне нравится планировать
свою работу и работу моих коллег. Люди прислушиваются ко мне, и это одна из
самых больших наград для меня как для руководителя.
Я
считаю, что, я на правильном пути, и единой командой мы взращиваем не одно
дерево, а целый лес, и не только для нашего родного района, но и всей страны в
целом! Будущее России - это успешные люди, которые сегодня ходят в наш сад, а
завтра будут управлять страной. Значит, заведующий садом ответственен за
создание образа будущего, как у субъектов образовательных отношений, так и у
образовательной организации.
Мечтаю, чтобы посаженных
деревьев было больше!
Эссе«Стратегия профессионального роста руководителя»