Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Оснащенность помещений образовательной организации развивающей предметнопространственной средой обеспечивает оптимальную реализацию образовательного потенциала пространства учреждения, пространства группы, пространства территории детского сада, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда (дошкольной группы, участка) обеспечивает:
● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;
● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
В современном учреждении дошкольного образования предметнопространственная развивающая среда должна отвечать требованиям:
- Безопасность предполагает соответствие всех элементов предметнопространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Одним из требований к отбору материалов и оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Оно должно быть устойчивым и прочным. Материалы, из которых изготовлено игровое оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям.
- Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию учебной программы дошкольного образования. Насыщенность предполагает оснащение среды средствами обучения и воспитания, игровыми материалами, игровым и спортивным оборудованием и инвентарем; разнообразие материалов и оборудования обеспечивающее игровую, познавательную, творческую и двигательную активность воспитанников, их эмоциональное благополучие. Предметное окружение детей раннего возраста предоставляет возможности для развития движений, моторики, координации, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
- Трансформируемость среды предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации (от меняющихся интересов и возможностей детей). Игровое пространство развернутой сюжетно-ролевой игры изменяется в соответствии с сюжетом новой игры-спутника.
- Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Полифункциональность предполагает использование детьми предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления в разных видах детской деятельности. Так, например, предметы-заместители (детали конструктора, коробки) активно используются ребенком в игровой деятельности, природные материалы (песок, плоды и семена) – в познавательной, игровой и художественной и др.
- Вариативность среды предполагает наличие в ней различных пространств и разнообразных игровых материалов и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Под вариативностью среды понимается наличие мест и материалов для игры, конструирования, экспериментирования, объектов для наблюдений и исследований; сменяемость игрового материала, в зависимости от расширения круга детских интересов и возможностей; появление в среде новых, «незнакомых» предметов, стимулирующих их игровую, познавательную и творческую активность.
- Доступность – возможность свободного доступа детей к играм, игровым материалам и оборудованию, обеспечивающим разнообразные виды детской деятельности. Соответствующее расположение мебели, игрового оборудования, свободные проходы позволяют каждому ребенку беспрепятственно взять материал и организовать совместную со взрослым или самостоятельную деятельность.
При создании среды необходимо руководствоваться и современными требованиями к организации образовательного процесса. Для проведения занятий, игр, наблюдений педагог подбирает и размещает в групповом помещении игрушки, материалы и оборудование для специально организованной и нерегламентированной деятельности детей в соответствии с Перечнем средств воспитания и обучения [2]. Он включает оборудование, игрушки, игровой материал, наглядные пособия, которые отвечают психологопедагогическим, эстетическим, эргономическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям и нормам. Задача педагога спроектировать развивающую предметную среду в соответствии с данным перечнем и содержанием учебной программы дошкольного образования.
Таким образом, среда должна:
- обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка;
- побуждать детей к деятельности;
- способствовать развитию самостоятельности и творчества; - обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка.
А для этого она должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся.
Нет чётко определенных требований к наличию в группе тех или иных уголков и центров. Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна. Создание современной развивающей среды обеспечивает целостное развитие ребенка как субъекта посильных детям дошкольного возраста видов деятельности.
При этом следует помнить правило: игры, игрушки, пособия не должны находиться на глазах детей бессменно. Условно пособия, оборудование, дидактические игры, материал можно разделить на три категории:
- «СЕГОДНЯ». Тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях, в других формах взаимодействия с взрослыми. (Символика страны, разнообразие народов, мир животных и растений и т.д.)
- «ВЧЕРА». Материал исследованный, уже известный, освоенный на личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний.
- «ЗАВТРА». Содержание, с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем.
Таким образом, развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Методические рекомендации содержат примерное наполнение предметно-пространственной развивающей среды в учреждении дошкольного образования.
Ковтун Наталья Алексеевна, Шутова Елена Николаевна, методисты учебно-методического отдела дошкольного и начального образования Гомельского областного
института развития образования
Конструирование предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей
Окружающая предметная среда – это один из факторов, влияющих на развитие детей. Ребенок постоянно находится в мире предметов. Одни привлекают его, а другие остаются без внимания. Роль предметов особенно велика для еще не читающих детей, которым надо организовать свою деятельность. Если школьник может уже самостоятельно заниматься самообразованием, используя книги и учебники, то у ребенка дошкольного возраста такой возможности нет. Его деятельность целиком зависит от обустройства предметного пространства вокруг него, окружающих его игрушек и предметов.
Однако не всякую среду, даже достаточно насыщенную различным материалом, можно назвать развивающей. В групповом помещении может быть множество разнообразных предметов и игрового оборудования, однако их влияние на развитие детей будет минимально. Все зависит от того, на какой возрастной ступеньке оказывают свое воздействие на ребенка предметы обстановки. Не все в окружении ребенка является источником его психического развития, а только то, что обуславливает особое сочетание внутренних процессов психического развития и внешних окружающих условий. Оно (сочетание) характеризуется, с одной стороны, созреванием у детей специфических для данного этапа психических качеств личности и познавательных процессов, а, с другой стороны, созданием условий, в которых максимально могут быть реализованы возможности и способности детей. Чем точнее и полнее будет отражать предметная среда психические особенности детей в каждом возрасте, тем больше представится педагогам возможностей для раскрытия резервов развития детей. Поэтому так важно при организации развивающей предметной среды учитывать одно из основных требований – соответствие окружающей ребенка обстановки его возрастным потребностям и возможностям.
Соответствие возрасту – одно из значимых и, в то же время, сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития:
- во-первых, для детей, которые эти материалы еще не освоили;
- во-вторых, для тех игр и занятий, которые возвращают детей к любимым игрушкам и предметам (пластмассовые и резиновые игрушки, фанерные и картонные плоскостные изображения натуральных предметов
для строительных игр, игр с песком, водой и т.д.);
- в-третьих, для создания игровой ситуации, которая в более старшем возрасте почти не представлена игровым материалом, и все эти в прошлом значимые вещи сегодня выступают для детей побочным подспорным материалом.
Воспитатель должен знать, какие материалы нужны для того или иного вида деятельности, в том или ином возрасте. Тогда из множества окружающих детей материалов и игрового оборудования он сможет выбрать те, которые могут создать обстановку, имеющую свои специфические и отличительные для каждого возраста признаки. В связи с этим при определении содержания предметной среды и особенностей его размещения необходимо выделить приоритетные задачи для каждого возрастного этапа, решение которых должно привести к динамическому развитию психических и познавательных процессов у воспитанников.
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)
Малыши, переступившие порог учреждения дошкольного образования, оказываются в совершенно новых для них условиях. От того, какими будут эти условия, во многом зависит не только успешность адаптации ребёнка, но и его развитие.
Для психофизического благополучия ребёнка на третьем году жизни как в семье, так и в учреждении дошкольного образования, решающими являются социальные условия жизни: в дошкольном учреждении – это наличие особой системы образовательной работы, личность педагога развивающая предметно-пространственная среда.
Взрослый ответственен за создание окружающей ребёнка предметной среды. Приоритетная модель среды в группах раннего возраста базируется на двух простых идеях. Первая: учреждение дошкольного образования – это второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и радостно; вторая: для полноценного и разностороннего развития воспитанников необходимо специально-организованная среда для игр и отдыха, для занятий и разнообразной доступной этому возрасту деятельности. Прежде всего, учитываются возрастные физиологические и психические особенности ребёнка, в том числе повышенная двигательная активность и растущая познавательная деятельность. В зависимости от размеров комнаты расставляется мебель и оформляются уголки таким образом, чтобы обеспечить достаточный простор для всех видов игр, труда и занятий детей: от подвижных до требующих сосредоточенности и тишины.
Основными характеристиками предметной среды для групп раннего возраста являются:
- разнообразие – наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, конструктивной, изобразительной и музыкальной деятельности, развития мелкой моторики, формирования представлений о самом себе, организации двигательной активности и др.;
- доступность – расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребёнка (исключаются высокая мебель и закрытые шкафы);
- эмоциогенность – обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищённости и эмоционального благополучия (среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребёнка и вызывающей у него положительной эмоции);
- зонирование – построение не пересекающихся друг с другом игровых и учебных зон (это связано с особенностями игровой деятельности детей раннего возраста – играют не вместе, а рядом).
Создавая интерьер группы, очень важно приблизить его к домашнему. При выборе цвета в помещениях для детей раннего возраста рекомендуется использовать гамму цветов от желтовато-зелёного через жёлтый до оранжевого. В группе, как и в квартире, желательно иметь разнообразную крупногабаритную детскую мебель: стол, стулья, диван, кресла, а также большой тёплых тонов мягкий ковёр. На кроватку в спальне можно положить любимую игрушку малыша, которую он будет крепко обнимать во время сна, а в группе – организовать с помощью родителей мини-музей «Игрушказабава». Собранные в нём игрушки с цветным и звуковым эффектом, механические (заводные) доставляют детям огромную радость.
Самостоятельная игра ребёнка полутора-двух лет во многом зависит от того, как взрослые подберут и расположат игрушки. Разнообразные игрушкиперсонажи, ванночки для купания кукол, кроватки и коляски, кухонная мебель с набором посуды, гладильная доска с утюгом и многое другое – всё должно быть привлекательным, доставлять радость и удовольствие детям, формировать представление об окружающем мире, побуждать к активной игровой деятельности.
Для удобства организации разнообразной деятельности детей пространство группы необходимо расположить по центрам. Можно выделить следующие игровые центры в группе раннего возраста:
Центры | Содержание |
Центр познавательного развития Формирование первоначальных представлений ребенка об окружающем мире, интереса к нему, накопление чувственного опыта. | 1. Сенсорный стол:
6.Соломенные и бумажные птички, бабочки, снежинки, листочки, кораблики, изготовленные из лёгкого материала. Примечание: игрушки могут быть подвешены на уровне глаз ребенка, помещены в тазик с водой, на стол. |
Центр развития конструкторских способностей Приобретение детьми первоначального опыта конструктивной деятельности |
Примечание: Его можно раскрасить по типу «разрезных кубиков», чтобы можно было сложить стену, одна сторона которой выглядела бы как фасад дома, а другая – как внутреннее его убранство. Руководство играми детей с этим материалом важно и необходимо. Воспитатель в присутствии детей создает разные сооружения, объединяет их в сюжетную постройку. Во время работы он вслух планирует свои действия, объясняет, что собирается строить, организует работу так, чтобы дети помогали ему. Руководя играми малышей, воспитатель уточняет их представления о форме и величине предмета. По окончании игры детей приучают убирать строительный материал в шкаф.
|
Уголок двигательных игрушек. Развитие двигательных навыков, формирование представлений о свойствах и качествах предметов. |
|
Игровой центр Создание условий для проявления в игре способов действий с предметами окружающего мира |
Сюжетно-ролевая игра «Дом»: спальня, зал, кухня: мебель, посуда, фартук, косынки, сумки, коляски, куклы, постель, ванночка, мыло, мочалка, полотенце. Сюжетно-ролевая игра «Автобус»: руль, передняя часть автобуса. Сюжетно-ролевая игра «Больница»: халат, шапочка, игрушечный градусник,
|
Центр развития движений Формирование умения использовать для двигательной деятельности имеющиеся условия |
5.Шапочки, медальки для подвижных игр.
|
Экологический центр Формирование элементарных представлений о некоторых общих для человека, животных и растений признаках: движении, питании, росте. |
3.Картинки с сезонными изменениями природы, отражающие части суток (день, ночь), состояние погоды. 4. Природный материал для исследования: песок, вода, глина, разные виды бумаги, краски, пластилин. Примечание: материал хранится в ящиках, емкостях. |
Центр творчества Стимулирование детской активности по овладению миром прекрасного |
и др.),
|
- образная игрушка со звучащей кнопкой.
| |
Уголок ряженья. Формирование адекватного представления о себе, осознанного и положительного отношения к самообслуживанию. |
3.Юбочки, косынки, шляпки, веночки, 6.Сумочки, пелеринки,
|
Уголок уединения. Обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка группы | Индивидуальные коврики, ширмы разного уровня, мягкие игрушки и пр. |
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
Младший возраст — важнейший период в развитии ребенка. Именно в этот период происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Главные задачи этого этапа: обеспечение эмоционально-положительного самочувствия маленьких детей, поощрение и поддержка проявлений детской самостоятельности, накопление чувственного опыта предметно-познавательной в совместной со взрослым деятельности.
Предметы ближайшего окружения являются для маленького ребенка источником любопытства и первой ступенью познания мира, поэтому необходимо создание насыщенной предметной среды, в которой происходит активное накопление чувственного опыта ребенка. Игрушки и предметы в группе отражают богатство и многообразие свойств, стимулируют интерес и активность. Важно помнить, что ребенок многое видит впервые и воспринимает наблюдаемое как образец, своего рода эталон, с которым будет сравнивать все, увиденное позже. Именно поэтому необходимо педагогу обращать внимание на то, чтобы игрушки, предметы, изображения должны соответствовать реальным объектам мира, быть приближенными к ним по внешнему облику. Например, игрушечные животные должны соответствовать по цвету, строению, пропорциям реальным животным; не рекомендуется включать в обстановку объекты шаржеобразного, карикатурного характера, с искаженными пропорциями, неестественного цвета.
Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, крупные игрушки. Для них основной толчок к активному действию – внешний фактор. С учетом этого пространственная обстановка группы организуется для одновременной деятельности 2 – 3-х детей и взрослого. Целесообразно разделить площадь игрового помещения на две части: меньшую – для занятий и еды, большую – для игр и двигательной активности. Но большое пространство для маленьких детей обязательно должно быть «разбито» на небольшие, связанные между собой крупными предметами (модули, ящики с игрушками, большие машинки, кубы и пр.) части. Размещать необходимо материалы на открытых полках, а сами материалы должны быть внешне привлекательными, яркими, броскими и самое главное, их не должно быть очень много. Не следует выкладывать сразу все материалы, в этом случае выбор игры для ребенка затрудняется, а наведение порядка на полках становится постоянной проблемой. Материал следует менять, тем самым, давая возможность детей заинтересоваться новым или «забытым старым». Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные и настольные), легкий модульный материал (поролон различного размера и формы, обтянутые клеенкой) – материал бесконечно привлекательный для ребенка, предоставляющий ему возможность изменять и выстраивать пространство по своему желанию. Этот материал привлекателен и для мальчиков и для девочек, и наличие в группе данного материала обязательно.
Игрушки для малышей должны быть, прежде всего, функциональными и носить обобщенный характер. Например, важно, чтобы автомобиль имел кузов, колеса, кабину, чтобы его можно было катать, все остальное (вид автомобиля, назначение) для ребенка пока незначимо. В группе для четырехлетних детей уже можно использовать игрушки, отражающие реальную жизнь (например, машина скорой помощи, грузовая, легковая машины, кукла-доктор и т.п.). Ряд игровых атрибутов нужно заменить предметами-заместителями для развития воображения ребенка, расширения творческих возможностей игры. Для этого целесообразно иметь емкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров.
Самой выразительной особенностью детей начала четвертого года жизни является их стремление к самостоятельности. Оно проявляется в, так называемом, "кризисе трех лет", когда ребенок неожиданно для взрослого заявляет свои права на самостоятельность. Стремление к ней становится внутренним двигателем, направляющим интерес ребенка к практическим средствам и способам различных действий и побуждающим овладеть ими. Однако желание быть самостоятельным и возможность реализовать ее не всегда совпадают. Задача взрослого – помочь ребенку овладеть практическими средствами и способами достижения целей.
Маленький ребенок познает не только окружающий предметный и природный мир, но и мир людей, в том числе себя. Для того, чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства и интересы других людей, воспитатель помогает ему научиться сопереживать самым близким людям — родителям, сверстникам, понимать их настроение. В группе с этой целью надо на уровне глаз детей прикреплять фотографии, картинки с изображением людей разного возраста (дети, взрослые), пола (мужчины, женщины), с разным выражением эмоционального состояния (грустные, веселые, смеющиеся, плачущие), с разными особенностями внешности, прически, одежды, обуви. Можно вывешивать фотографии членов семьи ребенка и его самого. Воспитатель обращает внимание ребенка на разные эмоциональные проявления человека, учит находить общее и отличное во внешнем виде людей.
Очень полезно в группе иметь много зеркал в разных местах, поскольку малыш сможет видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику, внешний вид. Кстати, психологами отмечено, что когда малыш видит себя в зеркале, он забывает про слезы. А уголок «ряженья» позволит ему изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавать себя, такого знакомого и незнакомого одновременно. Именно поэтому дети 3 – 4 лет так любят играть в «уголке ряженья». В нем как можно шире должны быть представлены атрибуты, помогающие обозначить внешний знак роли - фуражки, сумки, плащи, короны, шлемы и т.д. все это помогает детям в их возможностях быть такими же «большими и важными».
У детей младшего дошкольного возраста активно развиваются движения, они стремятся быстро ходить, бегать, лазать. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространственной организации среды оборудование целесообразно располагать по периметру группы, выделив игровую часть и место для хозяйственно-бытовых нужд, предусмотреть достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения для ребенка. Не рекомендуется включать в обстановку много оборудования, примерно две трети пространства должны быть свободными.
Материал и оборудование целесообразно расположить по следующим центрам:
Центры, их функциональное назначение | Оснащение центров |
Центр сюжетно-ролевой игры Социально-личностное развитие ребенка, расширение представлений об окружающем мире, обогащение игровых действий, ролевого взаимодействия, ролевого общения. |
|
Центр по развитию речи Развитие речевой активности, приобщение к литературному слову. | 1. Книжный уголок (Приложение 3):
-серии сюжетных картинок;
«фрукты», «Игрушки», «Мебель», «Посуда» и др.;
|
на две, четыре части; - кубики с предметными картинками (набор из 4 – 6 кубиков: «овощи», «фрукты», «игрушки», «животные»). | |
Центр строительноконструктивных игр Содействовать развитию разных видов конструирования. | 1. Крупный напольный конструктор (деревянный, пластмассовый) 2.Разные виды среднего по размеру конструктора
|
Центр познавательной практической деятельности Стимулировать активное отношение к окружающей действительности и способам ее изучения практическим путем. | 1.Лаборатория:
-элементарные измерительные приборы: 2 линейки разного размера, кружки различного цвета большие и маленькие; -разнообразные волчки, игрушки- забавы.
|
Экологический центр Формирование элементарных представлений о некоторых общих для человека, животных и растений |
(Приложение 5)
|
признаках: движении, питании, росте. |
10.Дидактические игры. |
Центр творчества Овладение различными средствами и способами изобразительной деятельности | 1.Изобразительные материалы: карандаши, восковые мелки, гуашь, акварель, пластилин.
6.Материалы для нетрадиционных техник рисования.
|
Театрально-музыкальный центр Приобщение к театральному искусству. Развитие интереса к музыке. |
|
.
Средняя группа (4 – 5 лет)
В среднем дошкольном возрасте пространство групп «разбито» на небольшие полузамкнутые микропространства, что способствует играм небольшими подгруппами. Средний дошкольный возраст – время расцвета сюжетно-ролевой игры, в которой дети отражают различные сюжеты: бытовые, трудовые, общественные, содержание любимых произведений, кинофильмов. Большая часть атрибутов храниться в специальных коробках, пластиковых цветных контейнерах, оформление и надпись на которых оказывают ребенку помощь в узнавании игры.
Материал и оборудование целесообразно расположить по следующим центрам:
Центры, их функциональное назначение | Оснащение центров |
Центр сюжетно-ролевой игры Социально-личностное развитие ребенка, расширение представлений об окружающем мире, обогащение игровых действий, ролевого взаимодействия, ролевого общения. |
|
Центр «Грамотности» Развитие речевой активности, приобщение к литературному слову. | 1. Книжный уголок (Приложение 3):
-серии сюжетных картинок;
|
2. Речевое развитие:
«Придумай рассказ»;
| |
Центр строительноконструктивных игр Содействовать развитию разных видов конструирования. | 1. Крупный напольный конструктор (деревянный, пластмассовый) 2.Разные виды среднего по размеру конструктора
6.Схемы построек. |
Центр предматематического развития Активизация познавательной деятельности, развитие познавательных процессов. | 1. Формирование элементарных математических представлений.
2. Развивающие игры:
|
Центр познавательной практической деятельности Стимулировать активное отношение к окружающей действительности и способам ее изучения практическим путем. | 1.Лаборатория:
|
Экологический центр Формирование обобщенных представлений об объектах и явлениях природы. |
|
Центр творчества Овладение различными средствами и способами изобразительной деятельности | 1.Изобразительные материалы: наборы карандашей, восковые мелки, фломастеры, гуашь, акварель, пластилин. 2. Кисточки, палитры, баночки, доски для лепки, тряпочки, клеенки и пр.; 3. Трафареты, лекало.
6.Печатки, губки, ватные тампоны, штампы, стеки.
|
Театрально-музыкальный центр. Приобщение к театральному искусству. Развитие интереса к музыке. |
|
Уголок краеведения (этнографии). Формирование интереса к национальными общечеловеческим |
|
ценностям, культурным традициям народа. | (стихи, сказки).
Примечание: содержание уголка динамично и зависит от темы недели. |
Центр развития движений. Развитие интереса к физической культуре, обогащение двигательного опыта. | 1.Физкультурное оборудование: скакалки, шнуры, разноцветные флажки, мячи большие и теннисные мячи, набивные мешочки с песком для метания, ленточки, кубики, кегли, обручи, гимнастические палки, кольцеброс; 2.Дорожка здоровья для профилактики плоскостопия. 3.Дидактические игры по физической культуре - шапочки, медальки для подвижных игр. |
Уголок безопасности Формирование умений применять в повседневной жизни доступные правила безопасности. |
|
Уголок уединения Обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка группы | 1. Легкая воздушна беседка из прозрачной ткани 2.Подушки 3.Мягкие игрушки |
Уголок дежурных Овладение простейшими процессами хозяйственно-бытового труда. |
|
Уголок труда. Формирование представлений о значимости хозяйственно-бытового труда в жизни людей. |
|
Старшая группа (5 – 7 лет)
Атрибутика игр для детей старшего дошкольного возраста более детализирована.
Задачи воспитателя:
— развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры;
— развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, во время просмотра телевизионных передач;
— формировать умения согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия;
— формировать умения коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное; — развивать умение использовать предметы-заместители.
В соответствии с перечисленными задачами в группах старшего дошкольного возраста необходимо отказаться от стационарных игровых центров, сковывающих игровую инициативу детей, предлагающих детям готовые сюжеты.
Все атрибуты различных сюжетных игр помещаются в яркие пластиковые, лотки, коробки, которые помечаются специальными условными обозначениями (например, зелёный крест на коробке с атрибутами для игр «Больница» или «Аптека»; изображение книги и глобуса на коробке с атрибутикой для игр «Школа» и «Библиотека»; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т.д.). (Приложение 4) Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры. При этом сюжет может разворачиваться и обогащаться: дети начали играть в больницу, а затем им понадобилась посуда, для того чтобы приготовить пищу пациентам; атрибуты для игры «Библиотека» — в больнице устроили читальный зал для больных.
Желательно, чтобы в группах было много конструкторов и строительного материала, а также бросового материала, чтобы дети сами создавали игровую среду и атрибуты для своих игр. Для этой же цели в группах есть мягкие игровые модули.
В группах старшего дошкольного возраста необходимы также различные макеты для развития режиссерских игр детей.
Содержание игр значительно обогащается за счет накопления личного опыта детей, обогащения их представлений об окружающей действительности. Поэтому в группах старшего возраста могут появиться такие ранее не известные игры, как
«Туристическая фирма» или «Рекламное агентство», «Телевидение» и др.
27
Материал и оборудование целесообразно расположить по следующим центрам:
Центры, их функциональное назначение | Оснащение центров |
Игровой центр Социально-личностное развитие ребенка, расширение представлений об окружающем мире, обогащение игровых действий, ролевого взаимодействия, ролевого общения. |
Примечание: необходимо в игровом центре иметь сюжетно ролевые игры, современной тематике, например «Банк», «Гипермаркет», «Дом моды», «Фотостудия», «Автосервис» и др. |
Центр интеллектуального развития |
|
Центр «Грамотности» Развитие речевой активности, приобщение к литературному слову. | 1. Книжный уголок (Приложение 3):
|
2. Речевое развитие:
| |
Театрально-музыкальный центр Приобщение к театральному искусству. Развитие интереса к музыке. |
|
Центр познавательной практической деятельности Стимулировать активное отношение к окружающей действительности и способам | 1. Лаборатория:
|
ее изучения практическим путем. | вспомогательное оборудование: мерные стаканчики, предметы из разных материалов (для определения плавучести), предметы-орудия (черпачки, сачки, воронки воронки, лейки; специальные измерительные приборы: увеличительное стекло, весы; -карточки-схемы проведения опытов.
|
Центр строительноконструктивных игр Содействовать развитию разных видов конструирования. |
Примечание: итоговые постройки воспитанников сохраняются на протяжении дня. |
Центр предматематического развития Активизация познавательной деятельности, развитие познавательных процессов. | 1. Формирование элементарных математических представлений:
-планы и схемы («числовые фигуры», «схемы пути» (по местности, по комнате)); |
| |
Экологический центр. Систематизация знаний о природе. |
|
Центр творчества. Овладение различными средствами и способами изобразительной деятельности. | 1. Материалы для свободного рисования, лепки: пластилин, доски, стеки, карандаши, краски, мелки, бумага, доска для рисования; 2. Кисточки с разным ворсом и разной величины.
|
Уголок краеведения (этнографии). Развитие интереса к социальной действительности. |
7.Портреты знаменитых людей Беларуси и пр. Примечание: содержание уголка динамично и зависит от темы недели. |
Центр развития движений. Развитие интереса к физической культуре, обогащение двигательного опыта. |
|
Уголок безопасности. Формирование умения применять доступные правила безопасности в жизни. | 1.Макет-план микрорайона, города (с действующим светофором); 2.Наборы машинок. 3.Дорожные знаки. 4. Настольно-печатные игры. 5.Тематические альбомы с различными видами транспорта. 6. Игровые наборы для игр» Пожарные» |
Уголок уединения Обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка группы |
|
Уголок дежурных Развитие умений выполнять обязанности дежурного . |
экологическом центре. |
Уголок труда Формирование представлений о значимости хозяйственнобытового труда |
|