«Согласовано»: «Принято» Начальник УО на заседании АМО «Кошехабльский район» педагогического Совета _________ Берзегова А.Х.. «_11_» _01__2023г Протокол № _3_ «Утверждено» Заведующая МБДОУ № 13 „Колосок” _________Суслова О.Н. Приказ № 1/21 от «11»_01_2023г ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования «Кошехабльский район» «Детский сад № 13 „Колосок”» на 2023-2027годы 2023 год Содержание 1. Паспорт программы развития на 2023 - 2027г стр.3 2. Пояснительная записка стр.6 3. Информационная справка стр.8 4. Анализ результатов деятельности ДОУ стр13 5. Концепция программы развития ДОУ стр.18 6. Стратегия развития ДОУ стр.20 7. Прогнозируемый результат Программы развития стр.31 8. Список литературы стр.32 2 1. Паспорт Программы развития Наименование программы: Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования «Кошехабльский район» «Детский сад № 13 „Колосок”» на 2023-2027 годы Основания для разработки программы: Федеральный Закон « Об образовании Российской Федерации от 29.12.2012.№ 273. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки от 17.10.2013 №1155. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее-Указ Президента РФ); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р); Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018 - 2025 годы). Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642; Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N16); Письмом Министерства образования и науки № 08-249 от 28 февраля 2014 г. «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3648-20). Устав МБДОУ №13. Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ №13. Назначение программы: Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного учреждения на основе анализа работы ДОУ за предыдущий период. В программе отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации воспитания, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов. Проблемы: Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации новой государственной образовательной политики, становление открытой, гибкой и доступной системы образования. 3 Объективное ухудшение здоровья поступающих в детский сад детей, отрицательно сказывается на получении ими качественного образования. Недостаточная готовность и включённость родителей (законных представителей) в управление качеством образования детей. Необходимость интенсификации педагогического труда, повышение его качества и результативности педагогов к применению современных образовательных технологий. Сроки реализации: Программа реализуется в период с 2023 по 2027 год Авторы программы: Рабочая группа ДОУ Родительская общественность (родители воспитанников). Цель: Создание необходимых условий для функционирования ДОО как открытого, современного учреждения, реализующего качественные образовательные услуги, обеспечивающие равные стартовые возможности для полноценного разностороннего развития детей, максимально удовлетворяющие социальный заказ государства и родительского сообщества. Задачи: Совершенствование системы здоровьесберегающей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников; Повышение качества образования в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационнокоммуникационных; Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов; Использование возможностей сетевого взаимодействия с целью обеспечения преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования; Совершенствование материально-технической базы ДОУ; Обновление развивающей образовательной среды учреждения, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ; Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка через расширение самостоятельного выбора деятельности (через расширение кружковой деятельности в ДОУ); Развитие системы управления ДОУ на основе включения родителей в управленческий процесс. Финансовое обеспечение программы: Эффективное использование бюджетных и внебюждетных средств. Спонсорская помощь, благотворительность. Ожидаемые результаты: Для учреждения: повышение конкурентоспособности учреждения; улучшение материально-технического обеспечения для реализации ООП ДО ДОУ . Для воспитанников: 4 получение полноценного качественного образования в соответствии с индивидуальными запросами и возможностями каждого ребенка. улучшение состояния физического, психического и социального здоровья. Для педагогического коллектива: повышение интереса к профессии и развитие профессиональной компетентности; рост профессиональной культуры педагогов, повышение компетентности в области применения ИКТ; развитие базы методических разработок с использованием ИКТ для развития творческого потенциала ребенка в условиях учреждения. Для семьи: сохранение здоровья ребенка и успешность его при поступлении в школу; расширение области участия родителей в деятельности Учреждения (участие в образовательном процессе, в проведении совместных мероприятий); укрепление отношений взаимодействия Учреждения и семьи. Для социума: реализация системы социального партнерства; расширение образовательного пространства через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования АМО «Кошехабльский район» повышение уровня правовой культуры всех участников образовательного пространства. превращение воспитательно-образовательного пространства ДОУ в благоприятную среду для развития индивидуальности каждого воспитанника. Этапы реализации программы: 1 этап - Организационно-аналитический - 2023г. Анализ и оценка состояния развития ДОУ, определение приоритетов и разработка содержания Программы развития ДОУ; 2 этап - Формирующий - 2024-2026г.г. Совершенствование компонентов воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО; 3этап - Обобщающий - 2027г. Обобщение результатов внедрения Программы развития, в соответствии с требованиями новой государственной политики. 5 2. Пояснительная записка Современное образование находится на этапе развития - идёт его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе. Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела актуальный характер. В общегосударственном плане новое качество образования - это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. Очевидно, что сегодня в условиях современного образования каждое дошкольное учреждение должно, поддерживать свою конкурентоспособность, занимая, таким образом, свою индивидуальную нишу в общем образовательном пространстве. Такие качества как формирование креативных и социальных компетентностей, готовности к переобучению востребованы целыми творческими коллективами, которые постоянно совершенствуют свое профессиональное мастерство, проявляя инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, доказывая, таким образом, свою, необходимость. Реализация основных направлений развития системы дошкольного образования невозможна без ключевых общесистемных изменений в дошкольном учреждении. Содержание образования сегодня направлено не только на приобретение знаний воспитанниками, но и на развитие личности, где ребёнок выступает как субъект разнообразных видов детской деятельности в условиях самореализации в окружающем мире, развитие его познавательных и созидательных способностей. Ориентация на ребёнка и его потребности, создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоническое развитие личности каждого ребёнка и сотрудника, мотивация на эффективную деятельность - такова суть педагогического процесса на дифференцированной основе. Необходимость разработки программы развития ДОУ обусловлена не только рядом причин, указанных выше. Становится объективным появление новой модели ДОУ, пересмотр управления системой образования, в воспитательно-образовательном процессе, в научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности учреждения. Разработка содержания работы дошкольного образовательного учреждения потребовала по-новому подойти к его отбору с учётом природноклиматических, экологических, экономических, социальных, культурно-ценностных особенностей города, в котором живут дети. Изменения, происходящие в содержании Федеральной образовательной программе дошкольного образования, поставили нас перед необходимостью: пересмотра содержания работы, поиска новых путей и условий развития ребёнка, внедрения педагогических технологий, создавая возможность для профессионального творчества инновационных процессов в повышении качества дошкольного образования. На основе приоритетов образовательной политики, закрепленных в документах федерального, регионального и муниципального уровней была разработана Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования «Кошехабльский район» «Детский сад № 13 „Колосок”». Развитие МБДОУ№13. Реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и 6 психического развития детей, как основы личностного развития и успешного обучения в школе. Эффективность реализации данной тенденции возможна через развитие открытой, мобильной, вариативной системы дошкольного образования, направленной на повышение эффективности работы сотрудников и уровня компетентности представителей общественности в условиях социального партнерства. Развитие ДОУ определено с учетом интересов воспитанников и их родителей, сотрудников, социальных партнёров. Актуальность разработки Программы обусловлена модернизацией системы образования Российской Федерации. Существенные изменения в системе образования требуют изменений в квалификационном уровне педагогов. Современный педагог должен обладать многими качествами: компетентность, творчество, гуманность, нравственность, обладать точными знаниями современных педагогических технологий и умело их применять в своей работе. Особое внимание необходимо уделять укреплению и сохранению здоровья детей. Необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и объективные условия развития здравоохранения, экологии и экономической ситуации в обществе. В связи с этим встает вопрос о применении эффективных здоровьеформирующих технологий, направленных на формирование культуры здорового образа жизни и безопасного поведения. Развитие и саморазвитие ребенка дошкольного возраста возможно только тогда, когда усилия взрослых направлены на создание условий для ребенка свободы выбора познания и деятельности. Необходимы технологии, которые делают дошкольников активными участниками образовательного процесса, в основе которых лежит идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение. Для развития ребенка необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Вовлечение родителей в качестве активных участников образовательного процесса будет плодотворно влиять на детско-родительские отношения. Обеспечение конкурентоспособности и эффективности ДОО для достижения нового качества образования станет возможным через использование инновационного потенциала организации, через готовность коллектива выполнять новые задачи и создавать инновационные проекты и программы для реализации требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Ключевая идея развития ДОО ориентирует коллектив на создание качественного образовательного пространства, способствующего развитию и саморазвитию всех участников педагогического процесса: педагогов, воспитанников и их родителей. 7 3. Информационная справка. Полное наименование Учреждения Юридический адрес Режим работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Кошехабльский район»«Детский сад № 13 „Колосок”» Россия, 385436, Республика Адыгея, Кошехабльский район, село Вольное, улица Советская, 5 Пятидневная рабочая неделя с 07.30 до 18.00, выходные дни суббота, воскресенье. Заведующий Суслова Ольга Николаевна Управление Общее собрание работников, Педагогический совет, Совет Учреждением родителей, Управляющий совет Телефоны 887770-9-45-59 Учредитель Управление образования Администрации Кошехабльского района Республики Адыгея. Учредительные Лицензия на осуществление образовательной документы деятельности. Устав. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13 „Колосок”» функционирует с 1970 года и расположено в трех корпусах. В одном корпусе в декабре 2015г. закончен капитальный ремонт. Территория земельного участка ограждена забором высотой 1,6 м. Имеется наружное электрическое освещение. Площадь земельного участка – 1014кв.м. Выделены следующие функциональные зоны: зона застройки, зона игровой территории, хозяйственная зона. Канализация местная с последующим вывозом. Отопление газовое, местное Водоснабжение от трубчатого колодца с внутренней разводящей сетью. Участок детского сада озеленен, оснащен игровым оборудованием. Имеется спортивная площадка и 6 игровых площадок. Групповые площадки соединены кольцевой дорожкой. Покрытие площадок травяное Имеется 5 теневых навеса по 40 кв.м., 6 песочниц, оборудованные крышками. На каждой игровой площадке имеются клумбы с цветами, за которыми ухаживают воспитатели и дети. Имеется фруктовый сад. Помещение и участок соответствуют государственным санитарноэпидемиологическим требованиям к устройству правилам и нормативам работы ДОУ СанПиН 2.4.1.3648-20, нормам и правилам пожарной безопасности. Территория детского сада ухожена и озеленена различными видами деревьев и кустарников по всему периметру, имеются газоны, клумбы и цветники. Коллектив поддерживает территорию в хорошем состоянии, ухаживая за цветниками, поддерживая чистоту и порядок. Руководство деятельностью МБДОУ №13 осуществляется заведующим, который назначается на должность и освобождается от должности Учредителем. 8 Непосредственное руководство МБДОУ №13 осуществляет заведующий Суслова Ольга Николаевна, общий стаж работы в МБДОУ №13 - 43 года. Стаж педагогической работы 23 года. Стаж работы в занимаемой должности 20 лет. Заведующий осуществляет текущее руководство деятельностью МБДОУ№13 и подотчетен Управлению образования в вопросах выполнения целей и задач, возложенных на дошкольное образовательное учреждение, в вопросах управления и распоряжения муниципальным имуществом. Нормативно-правовые акты МБДОУ№13 разрабатываются и обновляются в соответствии с изменениями в Российском законодательстве по вопросам дошкольного образования, трудовых отношений, семейного права и др. Деятельность структуры общественного управления регламентируется Уставом ДОУ и соответствующими положениями Нормативно Наименование Основное направление деятельности правовое обеспечение Внутренние Педсовет Положение, Оценка качества образовательной приказ № 30 от деятельности, принимает перспективный, 19.04.2018г. годовой планы детского сада, индивидуальноадаптированные программы педагогических работников детского сад, определяет стратегию развития детского сада с учетом его специфики. Рабочая группа Положение о по реализации ВСОКО в ДОУ, ВСОКО в ДОУ Приказ № 93 от 03.09.2018г. Рабочая группа Положение, по реализации приказ №3/1от «дорожной карты» 16.01.2023 г. ФОПДО в ДОУ Осуществляет сбор и обработку полученной информации о состоянии качества образования в ДОУ; участвует в разработке системы измерений показателей, характеризующих состояние и динамику качества образования в ДОО. Изучает документы внедрения ФОП ДО, вырабатывает свою стратегию организации работы по внедрению ФОП ДО. Обеспечивает необходимые условия для реализации «Дорожной карты введения ФОЛП ДО» Периодически информирует Педсовет о ходе и результатах внедрения ФГОС ДО в детском саду. 9 Рабочая группа Приказ №99по реализации ОД от 01.09.2017г. Изучает опыт внедрения Профстандарта другими ДОУ, вырабатывает свою стратегию «дорожной карты» организации работы по внедрению Профстандарта в Профстандарта. Обеспечивает необходимые ДОУ условия для реализации дорожной карты при внедрении ФГОС ДО в детском саду. Периодически информирует Педсовет о ходе и результатах внедрения Профстандарта в детском саду. Приказ №58 от Разработка сайта и его разделов. Сбор Ответственный 01.03.2013г. информации о деятельности детского сада, по созданию и регулярное размещение и обновление поддержке информации на сайте. функционирования Интернет-сайта МБДОУ№13 Творческая Положение, Апробация новых инновационных группа приказ №59 от технологий, программ, пособий и др. Разработка 01.03.2016г. и внедрение дидактических материалов по направлениям работы. Распространение передового педагогического опыта. Творческий рост педагогов, отслеживание результатов деятельности и выработка рекомендаций педагогам детского сада. Общее собрание Положение, коллектива приказ №79/2 от 18.10.2022г. Принимает коллективный договор, регулирующий трудовые социальноэкономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на основе согласования взаимных интересов сторон детского сада. Правил внутреннего распорядка. Регулирующие трудовые отношения и др. локальные акты, относящиеся к его компетенции. Оказание помощи руководству детского сада в подготовке и проведении общих мероприятий по благоустройству помещений и территории. Принятие участия в организации безопасных условий образовательного процесса, выполнения санитарно-гигиенических требований, правил труда и техники безопасности. 10 Психологопедагогический консилиум ДОУ Внешние Совет ДОУ Положение, приказ №60/3 от 13.09.2019г. Выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении воспитанников для последующего принятия решений об организации психологопедагогического сопровождения. Разработка рекомендаций по организации психологопедагогического сопровождения воспитанников. Консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей воспитанников; содержания и Положение, Работа над привлечением внебюджетных приказ №79/3 от средств для детского сада, принимает решение 18.10.2022г. по вопросам охраны детского сада и другим вопросам, регламентирующим жизнедеятельность детского сада. Таким образом, в МБДОУ № 13 создана структура управления в соответствии с целями и содержанием работы учреждения. В МБДОУ №13 реализуется возможность участия в управлении детским садом всех участников образовательного процесса. Заведующий детским садом занимает место координатора стратегических направлений. В МБДОУ функционирует Первичная профсоюзная организация. Материально-техническое обеспечение, оснащение образовательного процесса и развивающая среда Учреждения соответствует ФГОС ДО. В ДОУ созданы все необходимые условия для организации и проведения образовательного процесса. Все базисные компоненты развивающей предметной среды детства включают оптимальные условия для полноценного физического, художественно-эстетического, познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей. Учреждение располагает учебно-методической литературой для реализации основной образовательной программы. Учебно-методическая оснащенность детского сада позволяет проводить воспитательно-образовательную работу с детьми и стремиться к высоким результатам. Образовательная среда создана с учетом возрастных возможностей детей, индивидуальных особенностей воспитанников, в том числе и для детей с ОВЗ и конструируется таким образом, чтобы в течение дня каждый ребенок мог найти для себя увлекательное занятие. В каждой возрастной группе созданы хорошие условия для самостоятельной, художественной, творческой, театрализованной, двигательной деятельности, оборудованы «центры», в которых размещен познавательный и игровой материалы в соответствии с возрастом детей. Мебель, игровое оборудование приобретено с учетом санитарных и психолого-педагогических требований. Это позволяет детям организовывать разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, а также найти удобное, комфортное и безопасное место в 11 зависимости от своего эмоционального состояния. При этом обеспечивается доступность ко всему содержанию развивающей среды, предоставляется детям возможность самостоятельно менять среду своих игр и увлечений. Среда своевременно изменяется (обновляется) с учетом программы, усложняющегося уровня умений детей и их половых различий. Питание детей производится в групповых комнатах. Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке Учреждения. Помещение пищеблока размещено в отдельно стоящем здании. Имеется десятидневное перспективное меню. При составлении меню используется разработанная картотека блюд, что обеспечивает сбалансированность питания по белкам, жирам, углеводам. Готовая пища выдается только после снятия пробы бракеражной комиссией и соответствующей записи в журнале результатов оценки готовых блюд. Питьевой режим в детском саду проводится в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1. 3648-20, питьевая вода доступна воспитанникам в течение всего времени нахождения в ДОУ. Ориентировочные размеры потребления воды ребенком зависят от времени года, двигательной активности ребенка. Предметная среда Учреждения оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, отвечают необходимым требованиям безопасности и в целом создают оптимально-насыщенную, целостную многофункциональную среду. Разработана и внедрена система мер обеспечения безопасности жизни и деятельности ребенка в здании и на территории ДОУ: пожарная сигнализация, имеются первичные средства пожаротушения. В вечернее, ночное время в здании работает сторож. В ДОУ регулярно проводятся мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности, по основам безопасности, учебные тренировки. С детьми регулярно проводятся занятия, беседы по правилам дорожного движения и безопасного поведения детей на улице, организуются экскурсии, игры. Необходимо: Совершенствовать предметно-развивающую среду с учетом реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Пополнять базу мультимедийных презентаций. Пополнять группы дидактическим и демонстрационным материалами по разделам ООП. 12 4. Анализ результатов деятельности ДОУ. Кадровое обеспечение воспитательно-образовательного процесса. Квалификация педагогических работников соответствует квалификационным характеристикам. Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения реализации Программы, определён ее целями и задачами, а также особенностями развития детей, соответствует. Обеспечено непрерывное сопровождение педагогическими и учебновспомогательными работниками в течение всего времени пребывания детей. Педагогические работники, реализующие Программу, обладают основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей. Учреждение полностью укомплектовано педагогическими кадрами: Характеристика кадрового состава 1. Педагогические Воспитатели 9 человека работники Старший воспитатель 1 человек Музыкальный руководитель 1 человек Учитель - логопед 1 человек Педагог - психолог 1 человек 2. По квалификационным Высшая категория 10 категориям Первая категория 0 Соответствие занимаемой 3 должности 3.По образованию Среднее профессиональное 6 педагогическое Высшее педагогическое 7 Наши педагоги: 100% прошли курсы повышения квалификации, участвуют в конкурсах на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, где занимают призовые места. Необходимо: Совершенствовать, обобщать педагогический опыт. Готовить документацию на повышение квалификационных категорий. Состояние здоровья воспитанников и меры по охране и укреплению здоровья. Одной из важнейших задач деятельности нашего ДОУ является охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение полноценного физического развития, воспитания потребности в здоровом образе жизни. На педагогическом совете, в ходе совместного обсуждения, была разработана система эффективных мероприятий по укреплению здоровья дошкольников. Педагоги используют в своей работе разнообразные закаливающие методы и приемы. Регулярно проводят утреннюю гимнастику, физкультурные занятия. В течение года проводятся дни здоровья, спортивно-развлекательные мероприятия. Проводится санитарно-просветительная работа с родителями. 13 В Учреждении постоянно проводится работа по улучшению здоровья и совершенствованию физических качеств детей с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Оздоровительная работа осуществляется по следующим направлениям: Соблюдение режима дня Учет гигиенических требований Утренняя гимнастика Воздушно-оздоровительная гимнастика после сна Выполнение двигательного режима в группе и на прогулке Закаливающие мероприятия. Разработанный комплекс мероприятий успешно применяется педагогами в течение года. В детском саду уровень физического развития детей стал значительно выше, в результате чего снизился процент заболеваемости. Продолжать уделять внимания вопросам организации оздоровления, закаливания. Следовательно, задача по укреплению здоровья детей и снижение заболеваемости остается для нас актуальной. Необходимо: Положительная динамика укрепления здоровья воспитанников существует, но она недостаточна, для того чтобы говорить об эффективной системе здоровьесбережения в Учреждении, позволяющей спрогнозировать и предупредить детскую заболеваемость. Физкультурно-оздоровительная работа учреждения ведется в системе, но требует продолжения работы: - по развитию здоровьесберегающих технологий в деятельности Учреждения. - по взаимодействию с социумом в вопросах поддержания и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса. Особенности образовательного процесса в ДОУ. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии Основной образовательной программой Учреждения. Программа разработана с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов родителей воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования. Она охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей. Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в Учреждении (примерной) комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). 14 Образовательный процесс в детском саду строится, прежде всего, на индивидуальном подходе к детям, создании благоприятного микроклимата в группе на основе интересного диалогического общения. В Учреждении проводятся следующие виды непосредственно образовательной деятельности, согласно каждой возрастной группе: 1. Речевое развитие. Развитие речи. 2. Речевое развитие. Приобщение к художественной литературе. 3. Познавательное развитие. ФЭМП 4. Познавательное развитие. Ознакомление с социальным миром. 5. Познавательное развитие. Ознакомление с миром природы. 6. Художественно-эстетическое развитие. Лепка, рисование, аппликация, конструирование/ ручной труд. 7. Физическая культура. 8. Художественно-эстетическое развитие. Музыка 9. Досуги музыкальные, спортивные. Благодаря четкому планированию и контролю, в Учреждении хорошо отработана система воспитательно-образовательной работы. Этому способствует взаимосвязь всех специалистов Учреждения: воспитателей, музыкального руководителя. Расписание занятий составлено с учетом психофизических возможностей детей и обеспечивает взаимосвязь с повседневной жизнью детей в детском саду. Важнейшими показателями, влияющими на результативность педагогического процесса, являются условия его организации. Главным условием являются человеческие ресурсы, а именно педагогические кадры Учреждения. ДОУ кадрами полностью укомплектовано. Повышение уровня квалификации обеспечивается участием педагогов в методических объединениях, конкурсах, через курсы повышения квалификации, самообразование, развитие педагогического опыта. Важнейшей характеристикой ДОУ является социально-психологический климат в коллективе. В настоящее время сформирован коллектив единомышленников с благоприятным психологическим климатом, способствующим нормальному процессу решения стоящих перед коллективом задач. В Учреждении создаётся атмосфера педагогического оптимизма и ориентация на успех. Педагогов Учреждения отличает творческий подход к работе, инициативность, доброжелательность, демократичность в общении, открытость. Организация групповой комнаты приближена к домашней обстановке, что способствует эмоциональному благополучию детей их быстрейшей адаптации при поступлении в детский сад. В группе игровое оборудование расположено по тематическому принципу для того, чтобы ребёнок мог самостоятельно выбрать себе занятие по душе. Для развития конструктивной деятельности дошкольников в группе имеются наборы крупного и мелкого строительного материала, различные виды конструкторов. Педагогами и родителями заготавливается природный и бросовый материал для художественного конструирования. Для развития у детей естественнонаучных представлений в группе оборудована соответствующая зона «Познание». Воспитателями эстетично оборудованы уголки природы, в которых представлены: 15 календарь природы, стенд «Времена года», альбомы по сезонам, различные виды комнатных растений, за которыми охотно ухаживают дети под руководством воспитателя. На прогулках дети под руководством воспитателей ухаживают за посадками культурных растений. В ДОУ созданы условия по формированию элементарных математических представлений. Занятия строятся в игровой форме. В достаточном количестве имеется демонстративный и раздаточный материал. Нравственно-патриотическое воспитание осуществляется с младшего возраста. На занятиях детей знакомят с родным краем. В группах имеются флаг, герб Российской Федерации, Республики Адыгея. На игровых участках созданы необходимые условия для физического развития детей, он оснащен спортивным оборудованием: балансир, качели, горка, песочница, карусель. Благодаря усилиям администрации и коллектива, в ДОУ создана база дидактических игр, методической литературы. Программно-методическое обеспечение педагогического процесса направлено на выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, что связано с использованием программ и технологий, обеспечивающих гармоничное развитие ребёнка, ориентацию на удовлетворение социального заказа. В целом, условия, созданные в детском саду, способствуют воспитанию у детей эстетического вкуса и направлены на то, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно и защищённо. Воспитатели и специалисты Учреждения эффективно используют в работе дидактические и развивающие игры, игровые приемы и упражнения, умственные и речевые логические задачи. Умственное воспитание детей предусматривает развитие их мышления и речи. Приветствуется проведение интегрированных занятий, что способствует более быстрой динамике развития всех психических функций ребенка. Главным в работе педагогического коллектива является психологическая поддержка ребенка, понимание его интересов, проблем и желаний, учет психофизических особенностей каждого воспитанника, его настроения в данный момент, защита прав ребенка и выполнение всех положений Конвенции о правах ребенка. В соответствии с основной образовательной Программой Учреждения была дополнена и переоборудована предметно - развивающая среда в группах. В период учебного процесса педагогический коллектив накапливал и приобретал программный и дидактический материал, что позволило педагогам добиться в учебновоспитательном процессе нужных результатов. Значительные улучшения произошли в уровне развития детей ознакомлении с окружающем миром, экологии, музыкальной, театрализованной, физкультурной, а также в уровне игровой деятельности. Опираясь на результаты диагностики, можно сказать, что основная образовательная Программа Учреждения осваивается с учетом возрастных требований. Но наблюдается недостаточный уровень в реализации образовательной области «Познание», а именно познавательно-исследовательская деятельность. Дети больше работают по образцу, воспитателем недостаточно применяется в непосредственной образовательной 16 деятельности опытно-экспериментальная деятельность. Необходимо уделить педагогическому коллективу внимание на занятия по художественному творчеству, конструированию, и по формированию элементарных математических представлений. Проведённый анализ результатов педагогической деятельности коллектива Учреждения показал, что вывод их на должный уровень во многом зависит от содержания, технологий и организации учебно-воспитательного процесса. Развивающее обучение в новой модели образовательного пространства предлагает использование новых программ и технологий, которые предусматривают не просто усвоение нового содержания, а такую организацию познавательной деятельности детей, которая обеспечивает ребёнку новые достижения и продвижения в развитии. Необходимо: в связи с введением в образовательный процесс ФГОС и новых форм работы необходимо повышать уровень квалификации педагогического персонала учреждения для более качественного планирования и организации образовательного процесса, для получения максимально возможных образовательных результатов. содержание предметно - развивающей среды в группах недостаточно отвечает потребностям современных детей, необходимо постоянно улучшать материальную базу Учреждения. Вовлечения членов семей воспитанников в образовательный процесс. Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию детей в тесном контакте с семьёй. Педагоги убеждены в том, что основное воздействие на развитие ребёнка всегда будет оказывать не детский сад, не школа, а прежде всего родители, семья. Главная цель работы педагогов с семьёй психолого-педагогическое просвещение, оказание помощи в воспитании детей, профилактика нарушений в детскородительских отношениях. Педагоги используют разнообразные формы вовлечения семьи в образовательный процесс. Необходимо: Осуществлять поиск эффективных путей взаимодействия (индивидуально ориентированных) с родителями детей нового поколения, привлечение их к совместному процессу воспитания, образования, оздоровления, развития детей, используя наряду с живым общением (безусловно, приоритетным), современные технологии (Интернет-ресурсы, участие в разработке и реализации совместных педагогических проектов, участие в управлении ДОО и др.) Проблемное поле: Неоднородный контингент родителей, имеющий различные цели и ценности. Наличие в Учреждении родителей (законных представителей) с потребительским отношением к процессу образования, воспитания и развития их детей, с пассивным отношением к участию в интерактивных мероприятиях, в управлении ДОО Недостаточная заинтересованность и уровень компетентности родителей в вопросах ведения здорового образа жизни и низкий уровень активной жизненной позиции. 17 5. Концепция Программы развития ДОУ. Основной целью Программы развития является создание в Учреждении системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование. А так же создание условий, обеспечивающих высокое качество результатов образовательной деятельности по формированию ключевых компетенций дошкольников, опираясь на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей, индивидуальных способностей и развитие творческого потенциала. Ценность инновационного характера современного дошкольного образования и Программы развития Учреждения направлена на сохранение позитивных достижений ДОУ. Внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечение личностно – ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющих ребёнку успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и ДОУ. Вместе с тем инновационный характер преобразования означает исследовательский подход к достигнутым результатам в деятельности ДОУ, соответствие потребностям современного информационного общества в максимальном развитии способностей ребёнка. В связи с этим, результатом воспитания и образования дошкольника должны стать сформированные у ребёнка ключевые компетенции: Коммуникативная – умение общаться с целью быть понятым. Социальная – умение жить и заниматься вместе с другими детьми, близкими. Информационная – владение умением систематизировать и «сворачивать» информацию, работать с разными видами информации. Продуктивная – умение планировать, доводить начатое до конца, способствовать созданию собственного продукта (рисунка, поделки, постройки). Нравственная – готовность, способность и потребность жить в обществе по общепринятым нормам и правилам. Физическая – готовность, способность и потребность в здоровом образе жизни. Ценность качества образовательного процесса для ДОУ напрямую связано с ценностью ребёнка. Стремление простроить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка означает с одной стороны – бережное отношение к ребёнку (его здоровью, его интересам, его возможностям), с другой стороны профессиональное создание оптимальных условий для его развития в воспитательно-образовательном процессе. Исходя из всего вышесказанного, концептуальными направлениями развития деятельности МБДОУ «Детский сад № 13 „Колосок”»служат: Качество образования Здоровье Сотрудничество Основные принципы, деятельность ДОУ: которыми будем руководствоваться, выстраивая 18 принцип системности – целостный подход, взаимодействие всех направлений и звеньев на достижение оптимального результата – развития личности ребенка; принцип развивающего образования опирается на «зону ближайшего развития» и предполагает использование новейших технологий и методик; принцип индивидуализации и дифференциации предполагает учет субъективного опыта, индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов и способностей детей и взрослых; принцип гуманизации – основывается на усилении внимания к личности каждого воспитанника как высшей ценности общества, установке на формирование гражданина с полноценным познавательно – речевыми, моральными и физическими качествами, создании максимально благоприятных условий для развития его творческой индивидуальности; принцип увлекательности – является одним из важнейших. Весь образовательный материал интересен детям, доступен и подается в игровой форме; принцип вариативности предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка; принцип инновационности – определяет постоянный поиск и выбор идей, наиболее оптимальных программ, технологий и форм работы; принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под руководством взрослого. Образ будущего ДОУ - это Учреждение, где ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, возможностями и способностями. Педагоги развивают свои профессиональные и личностные качества; руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме, основываясь на гуманных отношениях партнерского сотрудничества. Основной структурной единицей в процессе развития ДОУ выступает взаимодействие участников образовательных отношений в системе «педагог- ребенокродитель». Родители формируют социальный заказ на уровне общественной потребности; Воспитатели являются непосредственным реализатором образовательных услуг на уровне государства; Дети выступают как потребители оказываемых ДОО услуг по обучению и воспитанию, развитию личности. Для того, чтобы педагоги могли эффективно осуществлять взаимодействие с семьей, необходимо повышение их правовой и психолого-педагогической культуры, формирование гуманистических взглядов на процесс образования, а также профессиональные умения контактировать с родителями. Таким образом, цель разработки данной концепции Программы развития ДОУ заключается в том, чтобы способствовать организации комфортного и эффективного процесса образования детей дошкольного возраста, содействовать всестороннему развитию ребёнка на протяжении всего пребывания в детском саду. 19 6. Стратегия развития ДОУ. Основные направления по реализации программы развития Стратегия развития учреждения рассчитана на период до 2027 года. Стратегия определяет совокупность реализации приоритетных направлений, ориентированных на развитие Учреждения. Эти направления сформулированы в целевых программах «Качество образования», «Здоровье», «Сотрудничество» обеспечивающих участие в реализации программы коллектива детского сада, родителей воспитанников, социума. Программы взаимосвязаны между собой стратегической целью и отражают последовательность тактических мероприятий. Целевая программа: «Качество образования» Проблема: наличие противоречий между содержанием современного педагогического образования, требованиями предъявляемыми социумом к личности и уровнем профессиональной компетентности педагога. Необходимость разработки мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогов. Цель: Совершенствование образовательной деятельности ДОУ через овладение современными программами и технологиями, обеспечивающими целостное развитие ребенка-дошкольника. Соответствие уровня и качества подготовки выпускников ДОУ требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Задачи: Создание системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование Поэтапное обновление ООП в соответствии с ФГОС и социальным заказом родителей. Обновление предметно-развивающей среды ДОО, способствующей реализации нового содержания и достижению новых образовательных результатов. Активное внедрение ИКТ в образовательный и управленческий процесс. План действий по реализации программы «Качество образования» Направления Система мероприятий Срок Ответственны работы й Организационно-подготовительный этап /2023 год/ Совершенствование Организация работы 2023 Ст. воспитатель образовательной творческой группы по Воспитатели программы ( в корректировке Программы соответствии с ФОП ДО) Приведение в Разработка и Постоянно Заведующий соответствие с корректировка локальных современными актов, обеспечивающих требованиями реализацию программы нормативно-правового, развития. 20 материальнотехнического, финансового, кадрового, мотивационного компонентов ресурсного обеспечения образовательной деятельности Совершенствование Комплекс методических 2023-2027 Заведующий, системы планирования мероприятий для согласно ст.воспитатель (календарного, педагогов по организации годового перспективного в планирования плана соответствии с образовательной реализуемой ООП, деятельности. разработка рабочих программ педагога) Ориентация педагогов на Разработка комплекта 2023-2027 Заведующий приоритет методических материалов ст.воспитатель самостоятельной «Проектная деятельность» деятельности ребенка, «Портфолио дошкольника» использование «Портфолио педагога» инновационных Консультации и итоговые программ и технологий. педсоветы, направленные Разработка на умение работать с методического проектами. сопровождения по Разработка и уточнение внедрению проектной методических деятельности и рекомендаций по интегрированного планированию и подхода к организации проведению образовательного интегрированных занятий.. процесса. Создание условий для Повышение квалификации 2023-2027 Заведующий расширения педагогов. ст.воспитатель возможностей использования ИКТ в процессе управления ДОУ и повышении качества образовательной деятельности Развивающий (обновленческий) этап /2024-2026 годы/ Новый качественный Корректировка 2023-2024 Заведующий уровень образовательной образовательной программы в Ст.воспитате программы учреждения, соответствии с ФОП ДО ль обеспечивающий дошкольного образования и с 21 обновленную модель образовательного пространства ДОУ учетом Примерной ООП. Формирование модели режима дня, недели, года с учетом обновленной модели образовательного пространства. Разработка рабочих программ по образовательным областям. Разработка примерного календарно- тематического планирования. Совершенствование Использование в 2023-2026 образовательной образовательной деятельности через деятельности современных овладение современными развивающих технологий технологиями, (изучение, внедрение, обеспечивающими реализация в соответствии с целостное развитие индивидуальными планами ребенка педагогов). Индивидуализация и дифференциация образовательной деятельности (введение в практику работы по формированию «портфолио» дошкольника, составление индивидуальных маршрутов развития воспитанников, дифференцированные планы). Выявление и формирование приоритетного направления воспитательной работы в группе Обновление предметно- Оборудование группового 2023-2024 развивающей среды, помещения развивающими способствующей пособиями, сюжетными реализации нового игрушками, играми содержания развивающей дошкольного направленности; образования достижению Пополнение программноновых образовательных методического, результатов ДОО дидактического и диагностического сопровождения образовательной программы Заведующий ст.воспитател ь Заведующий Ст.воспитате ль 22 Повышение эффективности обучения, формирование целостности восприятия изучаемого материала за счет применения ИКТ в образовательной деятельности Повышение профессионального уровня педагогических кадров в вопросах использования в практике работы современных технологий дошкольного образования Приобретение программного обеспечения, компьютерной техники. Активное применение ИКТ в образовательной деятельности. Участие в работе РМО постоянно -совершенствование опыта работы через участие в конкурсах, публикацию на сайте ДОУ, проектную деятельность. Ведение портфолио педагога как инструмента отслеживания уровня повышения профессионального мастерства и творческого роста Аналитико-информационный этап /2027 год/ Оценка эффективности и Отслеживание В течение совершенствование эффективности внедрения в всего инновационной модели практику работы отчетного образовательного современных педагогических периода пространства, технологий (система обеспечивающей новое контроля; качество образования мониторинг детского развития и освоения образовательных программ; мониторинг удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг). Анализ эффективности внедрения в учреждении новой системы планирования, внесение необходимых корректив в планы образовательной деятельности. Анализ реализации проекта обновления учебноматериальной базы образовательной Заведующий ст.воспитател ь Заведующий ст.воспитател ь Заведующий ст.воспитател ь 23 Учет деятельности педагогических кадров. Внедрение, совершенствование и распространение перспективного опыта Определение новых направлений развития деятельности -мониторинг актуального состояния кадровой обстановки в ДОУ (программа мониторинга, статистические данные) - демонстрация портфолио педагогов - обобщение и трансляция перспективного педагогического опыта интеграции образовательных областей, организации самостоятельной и совместной образовательной деятельности детей и педагогов (публикации , в т.ч на сайте ДОУ, ) Проведение проблемноориентированного анализа деятельности ДОО по реализации Программы развития. Публикация результатов и итогового заключения о реализации Программы развития(открытый информационноаналитический доклад, сайт ДОО, самообследование ежегодно) Ежегодно Заведующий ст.воспитател ь К 2027 г. В течение всего отчетного периода 2027 г. Заведующий ст.воспитател ь Прогнозируемый результат: Обновление содержания образования в соответствии с современными требованиями общества и социальным заказом родителей: создание благоприятной социально-развивающей среды в группах- 100%; обеспечение детей знаниями и навыками, необходимыми для поступления в школу и быстрой адаптации к школьным условиям на 90%; систематическое информирование родителей о результатах деятельности ДОУ — 100%. обогащение условий для сохранения, укрепления психофизического здоровья детей, обеспечение безопасности их жизнедеятельности — 100%. Повышение качества образовательной деятельности: применение к практике обучения и воспитания детей индивидуального подхода- 100% 24 обеспечение активного участия детей в занятиях по интересам, разного рода праздниках и развлечениях — 100%; приобщение детей к истокам народной культуры, воспитание патриотизма — 100%. Целевая программа: «Здоровье» Проблема: Недостаточный уровень развития здоровьесберегающей среды в ДОО. Средний уровень знаний и практических умений педагогов и родителей в области оздоровления ребенка и обеспечения его физического развития. Цель: Совершенствование здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в ДОУ, повышение уровня знаний и практических умений педагогов и родителей в области оздоровления ребенка и обеспечения его физического развития. Задачи: Обеспечить раннее формирование ориентации ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста. Обеспечить условия для полноценного физического развития детей в ДОУ. Повысить педагогическое мастерство и деловую квалификацию педагогов по организации двигательной деятельности детей Вооружить родителей психолого-педагогическими знаниями по воспитанию здорового и физически развитого ребенка План действий по реализации программы «Здоровье» Направления работы Система срок ответственн мероприятий ый Организационно-подготовительный этап /2023 год/ Создание условий для оптимизации деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду, пропаганде ЗОЖ среди воспитанников их родителей Разработка системы мероприятий, направленных на укрепление здоровья, снижение заболеваемости воспитанников 2023 Заведующий ст.воспитател ь Развивающий (обновленческий) этап /2024-2027 годы/ Реализация системы Интеграция Постоянно Заведующий мероприятий, здоровьесберегающих ст.воспитатель направленных на технологий в укрепление здоровья, образовательные области снижения заболеваемости (интегрирование их в воспитанников различные виды самостоятельной детской деятельности и совместной 25 деятельности с педагогами). -использование разнообразных форм организации двигательной активности детей; Укрепление материально- Частичная замена и технической базы приобретение кухонной и детского сада, столовой посуды совершенствование Приобретение комплектов предметно-развивающей белья среды всех помещений Приобретение мебели в ДОУ с позиции группы здоровьесбережения. Оснащение современным игровым оборудованием, дидактическими пособиями, отвечающими необходимым санитарногигиеническим требованиям и задачам, реализуемой ООП приобретение детского спортивного оборудования для физкультурных занятий Повышение Постоянно действующий профессионального семинар: уровня всех категорий «Здоровьесберегающие работников по вопросам технологии, их применение охраны жизни и здоровья в ДОУ» детей; Повышение комплекс методических педагогического мероприятий (РМО, мастерства и деловой семинары –практикумы, квалификации педагогов открытые занятия и пр) по по организации организации двигательной двигательной деятельности детей и деятельности детей занятий физической культурой Пропаганда среди семей совместные спортивные воспитанников активной мероприятия (праздники, позиции по отношению к походы, экскурсии и пр.) спорту и физическому организация воспитанию консультативной помощи (на родительских собраниях, наглядная информация, фоторепортажи с Постоянно Заведующий по мере финансиров ания В течение Заведующий всего ст.воспитател отчетного ь периода В течение всего отчетного периода Заведующий ст.воспитател ь В течение всего отчетного периода Заведующий ст.воспитател ь 26 различных мероприятий и пр) пополнение материалами на сайте детского сада Аналитико- информационный этап /2027 год/ Комплексная оценка Анализ 2027 эффективности эффективности здоровьесберегающей и мероприятий, здоровьеформирую щей направленных на деятельности ДОУ повышение компетентности педагогов и родителей в воспитании здорового и физически развитого ребенка (Публикация ежегодного публичного доклада руководителя на сайте ДОУ, самообследование) Транслирование опыта работы проектная В течение дошкольного учреждения в деятельность; всего вопросах приобщения детей и публикации о отчетного взрослых к культуре здоровья мероприятиях на периода сайте д/с Анализ эффективности работы Осуществление по укреплению материальнопрограммы технической базы детского производственного сада, совершенствованию контроля предметно-развивающей среды всех помещений ДОУ с позиции здоровьесбережения Заведующий ст.воспитател ь Заведующий воспитатель Заведующий Прогнозируемый результат: Создание безопасных условий для жизни и здоровья участников образовательного процесса для 100% воспитанников. Оснащение предметно-развивающей среды ДОО оборудованием для развития двигательных навыков о проведения занятий физической культурой на 95%. Формирование стойкой мотивации на поддержание здорового образа жизни в семьях 70% воспитанников. Повышение педагогами своего профессионального уровня на 70% в вопросах здоровьесбережения и практических навыков в организации двигательной деятельности дошкольников 27 Целевая программа: «Сотрудничество» Проблема: Содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно. При взаимодействии с семьей воспитанника не учитываются возможности и условия конкретных семей, их интересы. Недостаточное количество родителей вовлечено в работу ДОУ. Цель: партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельный подход. Задачи: Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительного опыта семейного воспитания. Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста. Повышение уровня знаний, умений и навыков воспитателей в области сотрудничества с семьей. Изменение позиции родителей по отношению к деятельности детского сада; Привлечение родителей к активному участию в организации, планировании и контроле деятельности ДОО. План действий по реализации программы « Сотрудничество» Направления Система мероприятий срок работы Организационно-подготовительный этап /2023 год/ Оценка -Мониторинговые исследования 2023 актуального степени удовлетворенности состояния работы с заинтересованного населения родителями и с качеством образовательных услуг, заинтересованным предоставляемых ДОУ населением -Система контрольных (родители, мероприятий имеющие детей (внутриучрежденческий дошкольного контроль) возраста, представители учреждений образования и здравоохранения). Создание условий -совершенствование нормативно- 2023 для правовой базы в соответствии с совершенствования действующим законодательством системы - разработка совместных планов, взаимодействия с проектов ответственн ый Заведующий Старший воспитатель Заведующий Старший воспитатель 28 родителями Развивающий (обновленческий) этап /2024-2026 годы/ Развитие -Разработка и реализация 2024разнообразных, совместных планов, проектов. 2026 эмоционально-Внедрение активных форм насыщенных работы с семьей (мастер – способов классы, круглые столы, вовлечения семинары-практикумы, родителей в жизнь консультации) детского сада -проведение общих и групповых родительских собраний по актуальным вопросам воспитания и образования детей -Организация совместных мероприятий: праздники и досуги, дни здоровья, выставки, конкурсы и пр. - Оформление информационных стендов для родителей в группах и внесение на сайт образовательного учреждения информационного материала на актуальные темы Транслирование -Выступления на родительских 2024передового опыта собраниях 2026 семейного -круглые столы воспитания -публикации на информационных стендах и сайте ДОУ Привлечение -работа родительского комитета постоян родительской -групповые родительские но общественности к комитеты реализации Программы развития и усиление роли родителей при решении важнейших вопросов обеспечения образовательного процесса Создание имиджа -обновление стендов по постоян ДОО (рекламная информированию родителей о но деятельность) деятельности ДОУ -Дни открытых дверей (экскурсия Заведующий Старший воспитатель Заведующий Старший воспитатель Заведующий Заведующий Старший воспитатель 29 по детскому саду; просмотр открытых занятий; досугов). -Поддержка сайта ДОУ Аналитико-информационный этап /2027год/ Оценка -анализ реализации совместных эффективности и планов, программы (в ежегодном совершенствование публичном докладе инновационной руководителя) модели -внесение необходимых взаимодействия с корректив родителями Мониторинг Мониторинговые исследования престижности степени удовлетворенности дошкольного заинтересованного населения образовательного качеством образовательных услуг, учреждения среди предоставляемых ДОО родителей с детьми (анкетирование, опросы на сайте дошкольного ДОО) возраста Поддерживание -Обобщение перспективного положительного педагогического опыта по имиджа детского взаимодействию с семьями сада, обеспечение воспитанников возможности для -транслирование положительного транслирования опыта семейного воспитания и передового опыта взаимодействия с педагогического родителями на разном уровне. опыта сотрудников ДОУ Ежегод- Заведующий но Старший воспитатель 2027 Заведующий Старший воспитатель 2027 Заведующий Старший воспитатель 30 7. Прогнозируемый результат программы развития к 2027 году. Реализация Программы позволит повысить качество и обеспечить условия получения образовательных услуг для всех категорий семей и воспитанников, не зависимо от социального и имущественного статуса, состояния здоровья в условиях инновационного режима развития ДОО. В ходе реализации Программы предполагается достижение следующих результатов: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, обучение в высших учебных заведениях 57%; создание развивающей среды и материально-технической базы в группах в соответствии с образовательными областями основной образовательной программы МБДОУ на 95%; рост творческих достижений всех субъектов образовательного процесса, овладение комплексом технических навыков и умений на 95%, необходимых для их реализации; обеспечение готовности 90% воспитанников к обучению в школе. Показателями является 100% итоговый мониторинг по образовательным областям ООП; активное включение 70% родителей в образовательный процесс; создание привлекательного имиджа учреждения в глазах всех субъектов образовательного процесса, разработка стратегии по благоустройству территории детского сада. Для воспитанников и родителей: каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста; хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их образования; каждой семье будет предоставлена консультативная помощь в воспитании и развитии детей, право на участие и контроля в работе детского сада. Для педагогов: каждому педагогу будет предоставлена возможность для повышения профессионального мастерства, к 2027 году; дальнейшее развитие условий для успешного освоения педагогических технологий (использование новинок педагогической деятельности); поддержка инновационной деятельности (обобщение опыта, участие в педагогических мероприятиях). Для МБДОУ: будет налажена система управления качеством образования дошкольников( планирование, контроль, анализирование работы); развитие сотрудничества с другими социальными системами ( школа, Вольненская сельская библиотека, школа искусств, Сельский домом культуры); будут обновляться и развиваться материально-технические условия пребывания детей в учреждении. 31 1. 2. 3. 4. 5. 8. Список литературы Белая К.Ю. От сентября до сентября: календарный план работы руководителя и воспитателя детского сада. М., 2010. Белая К.Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО. М.: ТЦ Сфера, 2014г. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: метод. пособие. М.,2009. Зебзеева В.А. Нормативное обеспечение дошкольного образования (с коментариями) М.: ТЦ Сфера, 2015. Нормативная база современного дошкольного образования. М: Просвещение, 2014г. 32