Условия для удовлетворения потребностей, интересов и развития способностей и творческого потенциала обучающихся

28.11.2023

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Обращение к проблеме целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью на уровне государства обусловлено многими кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии нашей страны. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Выполнить эту потребность возможно только путем сохранения и преумножения интеллектуального потенциала страны. Именно талантливые, проявляющие творческие способности дети - национальное достояние, которое надо беречь и которому надо помогать. Поэтому важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие творческого потенциала человека.

На современном этапе государством уделяется большое внимание выявлению и всемерной поддержке обучающихся, проявляющих способности в различных видах деятельности. Это закреплено в статье 77 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», от         29 декабря 2012г. № 273 - ФЗ:

«В Российской Федерации осуществляются выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, а также оказывается содействие в получении такими лицами образования... В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и (или) творческие конкурсы, физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия (далее - конкурсы), направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений».

Действенным проводником государственной политики в сфере образования в обществе являются дошкольные образовательные учреждения.

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является задача по созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Мозг ребёнка особенно интенсивно формируется в первые годы жизни. Этот период - время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время широчайших возможностей для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Для ребенка - дошкольника характерна высокая познавательная активность, любознательность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. Отличительными чертами дошкольного возраста является творческое воображение, фантазия, нестандартное мышление, эмоциональное восприятие и отражение образов окружающего мира.

Таким образом, детство является очень благоприятным периодом для развития творческого потенциала. Задача дошкольного воспитания состоит не в подаче готовых знаний и эталонов, а в создании условий каждому ребенку для «максимального насыщения и проживания материала, представленного в образном плане и характерного для дошкольной культуры» (Н.Е.Веракса), и атмосферы, направленной на поддержку и развитие творческой инициативы детей.

В связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного (ФГОС ДО), перед педагогическим коллективом ДОУ встала задача обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Основная цель, задачи и принципы работы по творческому развитию

обучающихся ДОУ

Целенаправленная работа педагогического коллектива МБДОУ №13 по созданию условий для интеллектуально-творческого развития детей проводится давно. За эти сформировалась комплексная системы работы по творческому развитию обучающихся ДОУ.

Цель: Создание в образовательном учреждении условий для раскрытия и развития творческих и познавательных способностей дошкольников.

Задачи:

1.Обеспечить каждому ребенку условия для максимального раскрытия своих творческих способностей;

Развивать творческие способности дошкольников через организацию различных видов деятельности (игровой, художественно - изобразительной, музыкальной, театральной, исследовательской и др.)

Повысить профессиональную компетентность воспитателей в вопросах создания условий для организации работы с одарёнными детьми;

Повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи в вопросах поддержки и сопровождения способных и одарённых детей.

Работа по развитию творческих и познавательных способностей детей строится на следующих принципах:

свободы выбора: в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку выбор (дидактического материала, изобразительных и художественных средств, игровых материалов, ролей и т.д.);

открытости: не только обучать, но и воспитывать жажду знания и саморазвития; использовать открытые вопросы, допускающие разные варианты ответов, обсуждение, выслушивание индивидуального мнения;

деятельности (деятельностный подход) к воспитанию, образованию, развитию ребенка посредством творчества, то есть на всех уровнях ребенок становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность (сюжетно-ролевая игра, игра-подражание, игра- драматизация, мини-спектакль, набор оригинальных творческих заданий и др.).

обратной связи, предполагающий рефлексию педагогической деятельности и деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, определение индивидуальных особенностей;

амплификации развития (по А. В. Запорожцу): максимальное использование возможностей дошкольного периода детства с целью оптимизации процесса обучения и развития детей.

Система работы по творческому развитию обучающихся ДОУ.

Система работы МБДОУ №13 по творческому развитию детей состоит из четырех взаимосвязанных компонентов. Работа педагогического коллектива по развитию способностей детей организуется через:

Создание условий для раскрытия и развития творческих и познавательных способностей обучающихся.

В дошкольном учреждении создана предметно-пространственная развивающая среда, которая объективно, через свое содержание и свойства, создает условия для творческой деятельности. Она побуждает детей к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительного процесса.

Спортивная площадка

Поле с травяным покровом; прыжковая яма; беговая дорожка, волейбольная площадка, баскетбольный щит, гимнастическая площадка. Физкультурно-спортивная зона используется в течение всего учебного года.

Физкультурный зал

Музыкальный зал

Спортивный комплекс, оборудование для спортивных игр, лазания, метания, подлезания, мини-тренажерный зал, мячи для занятий фитбол-гимнастикой, музыкальный центр.

Фортепиано, синтезатор, баян, большое разнообразие детских музыкальных инструментов, игровые инструменты, музыкальный центр, магнитофон, мультимедийный проектор, методический демонстрационный материал, богатая фонотека, взрослые и детские костюмы для песенных, танцевальных номеров и театрализации.

Групповые помещения - 6

Оснащены разнообразным игровым оборудованием, игрушками, игровыми и методическими пособиями, пространство игровых комнат зонировано: имеется зона сюжетно - ролевых игр, музыкальный, физкультурный, книжный уголок, уголок природы, экспериментирования, уголок творчества, театральный уголок и др.

Вид образовательных ресурсов: средства ИКТ,

Магнитофоны - 11, музыкальные центры - 1, видеодвойка - 6, видеокамера - 1, фотоаппарат - 2, мультимедийные проекторы

экранно-звуковые

- 2, ноутбуки - 3, компьютеры - 6 (из них подключены к сети

средства

Интернет - 5), системы МФК - 3

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в студиях, физкультурно-музыкальном зале, группах и на участке ДОУ обеспечивают: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Организация НОД - непосредственно образовательной деятельности.

Содержание НОД включает совокупность и интеграцию пяти образовательных областей (согласно ФГОС ДО), которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

При организации непосредственно образовательной деятельности педагоги дошкольного учреждения используют разнообразные методы, активизирующие развитие творческой инициативы детей:

использование ИКТ;

  • учет гендерных особенностей;
  • проблемно - поисковые методы и приемы;
  • использование современных образовательных технологий;
  • -использование новых форм организации образовательной деятельности.

Организация бесплатного дополнительного образования.

Проектная деятельность.

В ДОУ широко используется метод проектов как один из эффективных методов познания детьми окружающего мира. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность.

Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми.

Участниками проектов являются дети, воспитатели детского сада, родители обучающихся. В 2013-2014 учебном году впервые было разработано и проведено мероприятие «День защиты проектов», в ходе которой дошкольники представляли свои проекты на большую аудиторию.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

В результате данной работы увеличилась доля педагогов, освоивших проектный метод на 85%. Доля воспитанников, участвующих в общесадовских, групповых и индивидуальных проектов возросла до 85-90%. Увеличилось доля родителей, принимающих участие в совместной с детьми проектной деятельности до 60-65%.

Досуговые мероприятия.

Досуговые мероприятия позволяют наиболее полно раскрыть творческие способности дошкольников. Досуговая деятельность рассматривается как приоритетное направление организации творческой деятельности ребёнка, основа формирования его общей культуры.

Досуговая деятельность осуществляется в процессе развлечений, праздников, а также самостоятельной работы ребенка с художественными материалами. Это обеспечивает детям возможность совершенствовать способности и умения в деятельности, носящей развивающий характер. Он опирается на научное положение о том, что продуманная организация использования свободного времени ребенка в социально значимых целях имеет большое значение для его художественно-эстетического воспитания и целостного развития.

В ДОУ отмечаются государственные праздники (День России, Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день и многие другие), праздники народного календаря, праздники к знаменитым датам страны, края, города, детского сада, экологические праздники, семейные праздники.

Сопровождение участия обучающихся в конкурсах разного уровня (дошкольного учреждения, муниципальных, краевых, всероссийских, международных), направленных на выявление детской одаренности.

Участие обучающихся ДОУ в конкурсах предоставляет им возможность продемонстрировать свои интеллектуальные и творческие способности, получить новые полезные знания и испытать удовольствие от самостоятельной творческой деятельности.

Целью педагогов при организации сопровождения обучающихся в конкурсах является выявление и поддержка одаренных детей, распространение опыта и знаний обучающихся в разных областях.

II. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ

С обучающимися ДОУ работают квалифицированные педагоги: воспитатели групп, музыкальные руководители, учителя - логопеды, инструктор по физической культуре, педагог - психолог, которые имеют соответствующее занимаемой должности образование.

КАДРОВЫЙ РЕСУРС (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И РУКОВОДЯЩИЕ КАДРЫ)

Общее количество педагогических и

14 чел.

руководящих кадров (чел.)

 

Руководящих работников (чел.)

1 чел.

Педагогических работников (чел.)

13 чел.

Высшее образование

6 чел.

Среднее - профессиональное образование

7 чел.Хочу такой сайт

Первую квалификационную категорию

1 чел.

имеют

 

Высшую квалификационную категорию

8 чел.

имеют

 

Соответствие занимаемой должности

3 чел.

Повышение профессиональной компетентности направлено на профессиональное развитие педагогических и руководящих работников в вопросах создания условий для организации работы с талантливыми и одаренными детьми.

Педагогические работники дошкольного учреждения систематически повышают свой профессиональный уровень через самообразование и активное участие в методических мероприятиях муниципального и регионального уровня, участия в работе семинаров, вебинаров, стажерских площадок, курсах повышения квалификации, участия в конкурсах профессионального мастерства разного уровня.

Организационно - методическое сопровождение воспитательно - образовательной работы с обучающимися ДОУ.

Одним из условий повышения качества работы педагогических работников в вопросах создания условий для организации работы с талантливыми и одаренными детьми является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня.

Основной целью организационно - методического сопровождения педагогических работников в данном направлении является взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего в вопросах выявления, информационного поиска и конструирования путей решения актуальных для педагогического работника проблем профессиональной деятельности.

Данная работа в ДОУ осуществляется систематически, целенаправленно, как коллективно, так и индивидуально в виде теоретической и практической деятельности педагогов по совершенствованию своего мастерства.

Организационно - методическое сопровождение осуществляется через следующие формы работы:

Педагогические советы;

Семинар - практикум;

Консультации;

Работу творческих групп и другие.

Самообразование и саморазвитие педагогов.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию.    Самообразование рассматривается как

целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогических и психологических наук.

Самообразование педагогов ДОУ многогранно и многопланово.

Основными направлениями в системе самообразования педагогов в вопросах создания условий для организации работы с талантливыми и одаренными детьми являются:

Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

Изучение учебной и научно- методической литературы;

Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии в данном направлении;

Изучение новых программ и педагогических технологий;

Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений через посещение вебинаров, мероприятий и прочее;

Повышение общекультурного уровня.

За последние три года все больше педагогов выбирают темы по самообразованию связанные именно с развитием творческих способностей детей. Например, «Развитие творческих способностей детей через вокальную деятельность», «Использование декоративно-прикладного искусства для развития творческих способностей детей» и другие.

Участие в конкурсах разного уровня (дошкольного учреждения, муниципальных, краевых, всероссийских, международных).

Показателями высокого уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ является предоставление коллективных и индивидуальных образовательных продуктов педагогическому сообществу на различном уровне.

III. Взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся.

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями обучающихся строится на основе сотрудничества и направлено на обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышения педагогической компетентности родителей по вопросам развития индивидуальных способностей детей, а также на создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности детского сада.

Принципы и условия работы с семьями обучающихся:

Целенаправленность, систематичность, плановость;

Дифференцированный подход к работе с родителями (законными представителями) с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;

Возрастной характер работы с родителями (законными представителями);

Доброжелательность, открытость.

Взаимодействие с родителями осуществляется через разнообразные формы:

Родители (законные представители) оказывают содействие педагогам в пополнении развивающей предметно-пространственной среды в группах, на участках, принимают участие в конкурсах, выставках, проектах, развлечениях ДОУ.

Информирование родителей (законных представителей) о деятельности ДОУ по вопросам развития индивидуальных способностей детей осуществляется в следующих направлениях:


знакомство с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями;

заслушивание отчетов администрации и педагогов ДОУ о ходе, содержании и результатах образовательной деятельности.

ознакомление с содержанием основной общеобразовательной программы ДОУ через представление краткой презентации программы на общесадовском родительском собрании.

IV. Организация социального партнерства

Дошкольное учреждение — открытая, взаимодействующая со многими социальными институтами социально-педагогическая система. ДОУ максимально открыто для сотрудничества и взаимодействия с окружающей средой, с социальными учреждениями города и края.

Дошкольным учреждением определены формы и уровни социального партнерства:

партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;

партнерство работников образовательного учреждения с учреждениями культуры и спорта;

партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;

партнерство со спонсорами, благотворительными организациями.

Обучающиеся ДОУ получают дополнительное образование в организациях культуры и спортивных организациях города, что способствует развитию разных видов способностей дошкольников.

Управление системой работы по творческому развитию обучающихся ДОУ

Управление в ДОУ организовано в режиме функционирования и осуществляется на аналитическом уровне. Заведующий является координатором стратегических направлений функционирования ДОУ.

Планирование образовательной деятельности по творческому развитию обучающихся

ДОУ.

Планирование воспитательно - образовательной работы по творческому развитию обучающихся осуществляется в рамках основного планирования образовательной деятельности в ДОУ:

Годовой план работы дошкольного образовательного учреждения соответствует действующему нормативно - правовому законодательству: закону РФ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным и муниципальным законодательным актам и основывается на современных достижениях педагогического менеджмента, дидактики и психологии.

Образовательная программа ДОУ, разработанная с учётом ФОП  

Планы воспитательно - образовательной работы педагогов ДОУ составлены в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования - «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, с образовательной программой дошкольного учреждения.

Рабочие программы (планы) кружковой работы по направлениям деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Циклограмма деятельности на неделю, в которой отражены все виды детской деятельности и совместной деятельности педагога с детьми.

Поддержка мотивации образовательной деятельности педагогических работников по творческому развитию обучающихся ДОУ.

Мотивация педагогов к образовательной деятельности придает этой деятельности смысл и осознанность. Побуждает педагогов к выбору наиболее эффективных способов, методов и приемов работы с детьми. Поддержка мотивации педагогических работников осуществляется по следующим направлениям:

Содействие и поддержка в повышении квалификации педагога;

Содействие и поддержка при аттестации педагогов;

Привлечение к работе в составе творческих и рабочих групп;

Адекватная оценка достижений педагогов

Награждения разного уровня.

Важным фактором мотивации является материальная заинтересованность педагогов. НСОТ позволяет через стимулирующие выплаты материально поддержать и стимулировать успешность педагогических работников в организации образовательного процесса с обучающимися. В рамках НСОТ стимулирующие выплаты педагогам, предусматривающие следующие направления:

Реализация дополнительных проектов;

Участие в конкурсах профессионального мастерства различных уровней;

Подготовка и организация участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах и пр. различного уровня.

Система контроля, контрольная деятельность является составной частью годового плана работы образовательного учреждения. Контроль образовательной деятельности по творческому развитию воспитанников ДОУ осуществляется на основе годового и месячного планирования внутриучрежденческого контроля. Используются следующие виды контроля: итоговый, тематический и оперативный.

Итоговым годовым мероприятием работы по творческому развитию воспитанников ДОУ является Фестиваль детского творчества «Хрустальный родничок», в ходе которого дети демонстрируют свои достижения и способности, а так же является инструментом контроля.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».