28.11.2023
Важнейшей
целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач
общества и государства является воспитание, социальнопедагогическая поддержка
становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого,
инициативного, компетентного гражданина России.
Обращение
к проблеме целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью
на уровне государства обусловлено многими кардинальными переменами,
происходящими в социально-экономическом развитии нашей страны. Качественный
скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность общества в
людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание
во все сферы жизнедеятельности. Выполнить эту потребность возможно только путем
сохранения и преумножения интеллектуального потенциала страны. Именно
талантливые, проявляющие творческие способности дети - национальное достояние,
которое надо беречь и которому надо помогать. Поэтому важной задачей
современного образования в России является сохранение и развитие творческого
потенциала человека.
На современном
этапе государством уделяется большое внимание выявлению и всемерной поддержке
обучающихся, проявляющих способности в различных видах деятельности. Это
закреплено в статье 77 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»,
от 29 декабря 2012г. № 273 - ФЗ:
«В Российской
Федерации осуществляются выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся
способности, а также оказывается содействие в получении такими лицами
образования... В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся
способности, федеральными государственными органами, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
общественными и иными организациями организуются и проводятся олимпиады и иные
интеллектуальные и (или) творческие конкурсы, физкультурные мероприятия и
спортивные мероприятия (далее - конкурсы), направленные на выявление и развитие
у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к
занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной
(научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности,
физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих
и спортивных достижений».
Действенным
проводником государственной политики в сфере образования в обществе являются
дошкольные образовательные учреждения.
Одной из задач
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования является задача по созданию благоприятных условий развития детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Творческие
способности представляют собой сплав многих качеств. Мозг ребёнка особенно
интенсивно формируется в первые годы жизни. Этот период - время наивысшей
чувствительности и пластичности к внешним условиям, время широчайших
возможностей для начала развития всего многообразия человеческих способностей.
Для ребенка - дошкольника характерна высокая познавательная активность,
любознательность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной
нагрузке. Отличительными чертами дошкольного возраста является творческое
воображение, фантазия, нестандартное мышление, эмоциональное восприятие и
отражение образов окружающего мира.
Таким образом,
детство является очень благоприятным периодом для развития творческого
потенциала. Задача дошкольного воспитания состоит не в подаче готовых знаний и
эталонов, а в создании условий каждому ребенку для «максимального насыщения и
проживания материала, представленного в образном плане и характерного для
дошкольной культуры» (Н.Е.Веракса), и атмосферы, направленной на поддержку и
развитие творческой инициативы детей.
В связи с
введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного (ФГОС ДО), перед педагогическим коллективом ДОУ встала задача
обновления и повышения качества дошкольного образования, введения
программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения,
направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей
детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных
образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап
систематического обучения в школе.
Основная цель, задачи и принципы работы по творческому
развитию
обучающихся ДОУ
Целенаправленная
работа педагогического коллектива МБДОУ №13 по созданию условий для интеллектуально-творческого
развития детей проводится давно. За эти сформировалась комплексная системы
работы по творческому развитию обучающихся ДОУ.
Цель: Создание в
образовательном учреждении условий для раскрытия и развития творческих и
познавательных способностей дошкольников.
Задачи:
1.Обеспечить
каждому ребенку условия для максимального раскрытия своих творческих
способностей;
Развивать
творческие способности дошкольников через организацию различных видов
деятельности (игровой, художественно - изобразительной, музыкальной,
театральной, исследовательской и др.)
Повысить профессиональную
компетентность воспитателей в вопросах создания условий для организации работы с
одарёнными детьми;
Повысить уровень
взаимодействия детского сада и семьи в вопросах поддержки и сопровождения
способных и одарённых детей.
Работа по
развитию творческих и познавательных способностей детей строится на следующих принципах:
свободы выбора:
в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку выбор
(дидактического материала, изобразительных и художественных средств, игровых
материалов, ролей и т.д.);
открытости: не
только обучать, но и воспитывать жажду знания и саморазвития; использовать
открытые вопросы, допускающие разные варианты ответов, обсуждение, выслушивание
индивидуального мнения;
деятельности
(деятельностный подход) к воспитанию, образованию, развитию ребенка посредством
творчества, то есть на всех уровнях ребенок становится вовлеченным в
продуктивную творческую деятельность (сюжетно-ролевая игра, игра-подражание,
игра- драматизация, мини-спектакль, набор оригинальных творческих заданий и
др.).
обратной связи,
предполагающий рефлексию педагогической деятельности и деятельности детей,
анализ настроения и самочувствия ребенка, определение индивидуальных
особенностей;
амплификации
развития (по А. В. Запорожцу): максимальное использование возможностей
дошкольного периода детства с целью оптимизации процесса обучения и развития
детей.
Система
работы по творческому развитию обучающихся ДОУ.
Система работы
МБДОУ №13 по творческому развитию детей состоит из четырех взаимосвязанных
компонентов. Работа педагогического коллектива по развитию способностей детей
организуется через:
Создание условий
для раскрытия и развития творческих и познавательных способностей обучающихся.
В дошкольном
учреждении создана предметно-пространственная развивающая среда, которая
объективно, через свое содержание и свойства, создает условия для творческой
деятельности. Она побуждает детей к игре, формирует воображение, становится
материальной основой мыслительного процесса.
Спортивная
площадка |
Поле с
травяным покровом; прыжковая яма; беговая дорожка, волейбольная площадка,
баскетбольный щит, гимнастическая площадка. Физкультурно-спортивная зона
используется в течение всего учебного года. |
Физкультурный
зал Музыкальный
зал |
Спортивный
комплекс, оборудование для спортивных игр, лазания, метания, подлезания,
мини-тренажерный зал, мячи для занятий фитбол-гимнастикой, музыкальный центр. Фортепиано,
синтезатор, баян, большое разнообразие детских музыкальных инструментов,
игровые инструменты, музыкальный центр, магнитофон, мультимедийный проектор,
методический демонстрационный материал, богатая фонотека, взрослые и детские
костюмы для песенных, танцевальных номеров и театрализации. |
Групповые
помещения - 6 |
Оснащены
разнообразным игровым оборудованием, игрушками, игровыми и методическими
пособиями, пространство игровых комнат зонировано: имеется зона сюжетно -
ролевых игр, музыкальный, физкультурный, книжный уголок, уголок природы,
экспериментирования, уголок творчества, театральный уголок и др. |
Вид
образовательных ресурсов: средства ИКТ, |
Магнитофоны -
11, музыкальные центры - 1, видеодвойка - 6, видеокамера - 1, фотоаппарат -
2, мультимедийные проекторы |
экранно-звуковые |
- 2, ноутбуки
- 3, компьютеры - 6 (из них подключены к сети |
средства |
Интернет - 5),
системы МФК - 3 |
Организация
образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и
инвентаря в студиях, физкультурно-музыкальном зале, группах и на участке ДОУ
обеспечивают: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям
материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную
активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных
играх и соревнованиях;
эмоциональное
благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность
самовыражения детей.
Организация НОД
- непосредственно образовательной деятельности.
Содержание НОД
включает совокупность и интеграцию пяти образовательных областей (согласно ФГОС
ДО), которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных
и индивидуальных особенностей.
При организации
непосредственно образовательной деятельности педагоги дошкольного учреждения
используют разнообразные методы, активизирующие развитие творческой инициативы
детей:
использование
ИКТ;
- учет гендерных особенностей;
- проблемно - поисковые методы и
приемы;
- использование современных
образовательных технологий;
- -использование новых форм
организации образовательной деятельности.
Организация
бесплатного дополнительного образования.
Проектная
деятельность.
В ДОУ широко
используется метод проектов как один из эффективных методов познания детьми
окружающего мира. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети
получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы
спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность.
Метод проектов
позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает
творческие начала и умственные способности, он также способствует развитию
целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и
проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми.
Участниками
проектов являются дети, воспитатели детского сада, родители обучающихся. В
2013-2014 учебном году впервые было разработано и проведено мероприятие «День
защиты проектов», в ходе которой дошкольники представляли свои проекты на
большую аудиторию.
Таким образом,
внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта
способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности,
которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны,
и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного
участия родителей и других членов семьи.
В результате
данной работы увеличилась доля педагогов, освоивших проектный метод на 85%.
Доля воспитанников, участвующих в общесадовских, групповых и индивидуальных
проектов возросла до 85-90%. Увеличилось доля родителей, принимающих участие в
совместной с детьми проектной деятельности до 60-65%.
Досуговые
мероприятия.
Досуговые
мероприятия позволяют наиболее полно раскрыть творческие способности
дошкольников. Досуговая деятельность рассматривается как приоритетное
направление организации творческой деятельности ребёнка, основа формирования
его общей культуры.
Досуговая
деятельность осуществляется в процессе развлечений, праздников, а также
самостоятельной работы ребенка с художественными материалами. Это обеспечивает
детям возможность совершенствовать способности и умения в деятельности, носящей
развивающий характер. Он опирается на научное положение о том, что продуманная
организация использования свободного времени ребенка в социально значимых целях
имеет большое значение для его художественно-эстетического воспитания и
целостного развития.
В ДОУ отмечаются
государственные праздники (День России, Новый год, День защитника Отечества,
Международный женский день и многие другие), праздники народного календаря,
праздники к знаменитым датам страны, края, города, детского сада, экологические
праздники, семейные праздники.
Сопровождение
участия обучающихся в конкурсах разного уровня (дошкольного учреждения,
муниципальных, краевых, всероссийских, международных), направленных на
выявление детской одаренности.
Участие
обучающихся ДОУ в конкурсах предоставляет им возможность продемонстрировать
свои интеллектуальные и творческие способности, получить новые полезные знания
и испытать удовольствие от самостоятельной творческой деятельности.
Целью педагогов
при организации сопровождения обучающихся в конкурсах является выявление и
поддержка одаренных детей, распространение опыта и знаний обучающихся в разных
областях.
II. Повышение
профессиональной компетентности педагогов ДОУ
С обучающимися
ДОУ работают квалифицированные педагоги: воспитатели групп, музыкальные
руководители, учителя - логопеды, инструктор по физической культуре, педагог -
психолог, которые имеют соответствующее занимаемой должности образование.
КАДРОВЫЙ
РЕСУРС (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И РУКОВОДЯЩИЕ КАДРЫ) |
|
Общее
количество педагогических и |
14 чел. |
руководящих
кадров (чел.) |
|
Руководящих
работников (чел.) |
1 чел. |
Педагогических
работников (чел.) |
13 чел. |
Высшее
образование |
6 чел. |
Среднее -
профессиональное образование |
|
Первую
квалификационную категорию |
1 чел. |
имеют |
|
Высшую
квалификационную категорию |
8 чел. |
имеют |
|
Соответствие
занимаемой должности |
3 чел. |
Повышение
профессиональной компетентности направлено на профессиональное развитие
педагогических и руководящих работников в вопросах создания условий для
организации работы с талантливыми и одаренными детьми.
Педагогические
работники дошкольного учреждения систематически повышают свой профессиональный
уровень через самообразование и активное участие в методических мероприятиях
муниципального и регионального уровня, участия в работе семинаров, вебинаров,
стажерских площадок, курсах повышения квалификации, участия в конкурсах
профессионального мастерства разного уровня.
Организационно -
методическое сопровождение воспитательно - образовательной работы с
обучающимися ДОУ.
Одним из условий
повышения качества работы педагогических работников в вопросах создания условий
для организации работы с талантливыми и одаренными детьми является
дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их
профессионального уровня.
Основной целью
организационно - методического сопровождения педагогических работников в данном
направлении является взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего в
вопросах выявления, информационного поиска и конструирования путей решения
актуальных для педагогического работника проблем профессиональной деятельности.
Данная работа в
ДОУ осуществляется систематически, целенаправленно, как коллективно, так и
индивидуально в виде теоретической и практической деятельности педагогов по
совершенствованию своего мастерства.
Организационно -
методическое сопровождение осуществляется через следующие формы работы:
Педагогические
советы;
Семинар -
практикум;
Консультации;
Работу
творческих групп и другие.
Самообразование
и саморазвитие педагогов.
Одним из
показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к
самообразованию. Самообразование
рассматривается как
целенаправленная
работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний,
совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и
умений в свете современных требований педагогических и психологических наук.
Самообразование
педагогов ДОУ многогранно и многопланово.
Основными
направлениями в системе самообразования педагогов в вопросах создания условий
для организации работы с талантливыми и одаренными детьми являются:
Ознакомление с
новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
Изучение учебной
и научно- методической литературы;
Ознакомление с
новыми достижениями педагогики, детской психологии в данном направлении;
Изучение новых
программ и педагогических технологий;
Ознакомление с
передовой практикой дошкольных учреждений через посещение вебинаров,
мероприятий и прочее;
Повышение
общекультурного уровня.
За последние три
года все больше педагогов выбирают темы по самообразованию связанные именно с
развитием творческих способностей детей. Например, «Развитие творческих
способностей детей через вокальную деятельность», «Использование
декоративно-прикладного искусства для развития творческих способностей детей» и
другие.
Участие в
конкурсах разного уровня (дошкольного учреждения, муниципальных, краевых,
всероссийских, международных).
Показателями
высокого уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ является
предоставление коллективных и индивидуальных образовательных продуктов
педагогическому сообществу на различном уровне.
III. Взаимодействие
образовательного учреждения с семьями обучающихся.
Взаимодействие
педагогического коллектива с семьями обучающихся строится на основе
сотрудничества и направлено на обеспечение психолого-педагогической поддержки и
повышения педагогической компетентности родителей по вопросам развития
индивидуальных способностей детей, а также на создание условий для участия
родителей (законных представителей) в образовательной деятельности детского
сада.
Принципы и
условия работы с семьями обучающихся:
Целенаправленность,
систематичность, плановость;
Дифференцированный
подход к работе с родителями (законными представителями) с учетом
многоаспектной специфики каждой семьи;
Возрастной
характер работы с родителями (законными представителями);
Доброжелательность,
открытость.
Взаимодействие с
родителями осуществляется через разнообразные формы:
Родители
(законные представители) оказывают содействие педагогам в пополнении
развивающей предметно-пространственной среды в группах, на участках, принимают
участие в конкурсах, выставках, проектах, развлечениях ДОУ.
Информирование
родителей (законных представителей) о деятельности ДОУ по вопросам развития
индивидуальных способностей детей осуществляется в следующих направлениях:
знакомство с
содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания,
образовательными технологиями;
заслушивание
отчетов администрации и педагогов ДОУ о ходе, содержании и результатах
образовательной деятельности.
ознакомление с
содержанием основной общеобразовательной программы ДОУ через представление
краткой презентации программы на общесадовском родительском собрании.
IV. Организация
социального партнерства
Дошкольное
учреждение — открытая, взаимодействующая со многими социальными институтами
социально-педагогическая система. ДОУ максимально открыто для сотрудничества и
взаимодействия с окружающей средой, с социальными учреждениями города и края.
Дошкольным
учреждением определены формы и уровни социального партнерства:
партнерство
внутри системы образования между социальными группами профессиональной
общности;
партнерство
работников образовательного учреждения с учреждениями культуры и спорта;
партнерство
работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;
партнерство со
спонсорами, благотворительными организациями.
Обучающиеся ДОУ
получают дополнительное образование в организациях культуры и спортивных
организациях города, что способствует развитию разных видов способностей
дошкольников.
Управление
системой работы по творческому развитию обучающихся ДОУ
Управление в ДОУ
организовано в режиме функционирования и осуществляется на аналитическом
уровне. Заведующий является координатором стратегических направлений
функционирования ДОУ.
Планирование
образовательной деятельности по творческому развитию обучающихся
ДОУ.
Планирование
воспитательно - образовательной работы по творческому развитию обучающихся
осуществляется в рамках основного планирования образовательной деятельности в
ДОУ:
Годовой план
работы дошкольного образовательного учреждения соответствует действующему
нормативно - правовому законодательству: закону РФ «Об образовании в Российской
Федерации», федеральным и муниципальным законодательным актам и основывается на
современных достижениях педагогического менеджмента, дидактики и психологии.
Образовательная
программа ДОУ, разработанная с учётом ФОП
Планы
воспитательно - образовательной работы педагогов ДОУ составлены в соответствии
с основной общеобразовательной программой дошкольного образования - «Программа
воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, с
образовательной программой дошкольного учреждения.
Рабочие
программы (планы) кружковой работы по направлениям деятельности с учетом
индивидуальных особенностей обучающихся.
Циклограмма
деятельности на неделю, в которой отражены все виды детской деятельности и
совместной деятельности педагога с детьми.
Поддержка
мотивации образовательной деятельности педагогических работников по творческому
развитию обучающихся ДОУ.
Мотивация
педагогов к образовательной деятельности придает этой деятельности смысл и
осознанность. Побуждает педагогов к выбору наиболее эффективных способов,
методов и приемов работы с детьми. Поддержка мотивации педагогических
работников осуществляется по следующим направлениям:
Содействие и
поддержка в повышении квалификации педагога;
Содействие и
поддержка при аттестации педагогов;
Привлечение к
работе в составе творческих и рабочих групп;
Адекватная
оценка достижений педагогов
Награждения
разного уровня.
Важным фактором
мотивации является материальная заинтересованность педагогов. НСОТ позволяет
через стимулирующие выплаты материально поддержать и стимулировать успешность
педагогических работников в организации образовательного процесса с
обучающимися. В рамках НСОТ стимулирующие выплаты педагогам, предусматривающие
следующие направления:
Реализация
дополнительных проектов;
Участие в
конкурсах профессионального мастерства различных уровней;
Подготовка и
организация участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах и пр. различного
уровня.
Система
контроля, контрольная деятельность является составной частью годового плана
работы образовательного учреждения. Контроль образовательной деятельности по
творческому развитию воспитанников ДОУ осуществляется на основе годового и
месячного планирования внутриучрежденческого контроля. Используются следующие
виды контроля: итоговый, тематический и оперативный.
Итоговым годовым
мероприятием работы по творческому развитию воспитанников ДОУ является
Фестиваль детского творчества «Хрустальный родничок», в ходе которого дети
демонстрируют свои достижения и способности, а так же является инструментом
контроля.