Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Термин«безбарьерная»или«доступная» средав данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступнойсреды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям.
Инвалид– человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения– это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
- инвалиды,
- люди с временным нарушением здоровья,
- беременные женщины,
- люди старших возрастов,
- люди с детскими колясками и т.п
Нормативные правовые акты
Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года doc
Федеральный закон от 3 мая 2012 года №46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" doc
Предоставление услуг на объекте МБДОУ №13
·Автостоянка(места)для инвалидов- имеется.
·Пандус – имеется.
·Адаптированные лифты- отсутствуют.
·Раздвижные двери – отсутствуют.
·Кнопка вызова персонала – имеется.
·Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне - отсутствуют.
·Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) - имеется.
·Сурдопереводчик, тьютор - в штате отсутствуют.
·Предоставление услуг в дистанционном режиме - не предоставляются.
·Предоставление услуг по месту жительства инвалида - не предоставляются.
В МБДОУ № 13проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом.
Наименование показателя | Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении |
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья | Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. Имеющиеся формы обучения: - по индивидуальному учебному плану, - при наличии медицинских показаний и соответствующих документовдля инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому. В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. Специально предусмотренные и оборудованные помещения отсутствуют. ДОУ не укомплектованоспециальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения). |
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. | При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. |
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Пищеблок ДОУ осуществляет производственную деятельность в полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно. Льготное питание осуществляется для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. Питание лиц с ОВЗ будет осуществляться в групповых помещениях МБДОУ №13. |
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Здание МБДОУ №13 оснащено противопожарной сигнализацией, информационными табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации об опасности. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в МБДОУ №13 функционирует медицинский кабинет, оснащённый оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН2.4.2.2821-10. Организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья | В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБДОУ №13 и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Информационная база МБДОУ №13 оснащена: -электронной почтой; -локальной сетью;-выходом в Интернет;-функционирует официальный сайт. Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в методическом кабинете ДОУ. Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет вМБДОУ №13 действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и воспитателей закрыт. В МБДОУ №13 имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры). |
Доступ к электронным образовательным ресурсам, к которым обеспечивается доступ обучающихся,в том числе приспособленнымидля использования инвалидамии лицамис ограниченными возможностями здоровья. | В рамках образовательного процесса не осуществляется доступ обучающихся кобразовательным ресурсам сети Интернет Защита и безопасность работы в сети Интернет обеспечивается Контент-фильтром Rejector. Электронные ресурсы:
|
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ №13 нет. |
Вниманию родителей!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Содержание образовательной деятельности включает в себя три основных компонента:
- Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям.
- Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимися, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы, курируемые специалистами МБДОУ: учителями-логопедами, педагогами-психологами, инструкторами по физической культуре, музыкальными руководителя, воспитателями, которые имеют возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непрерывной образовательной деятельности и в свободной деятельности, осуществляется тесное взаимодействие специалистов и детей с ОВЗ.
- Воспитательный компонентсодержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Образовательный процесс предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментов, игровых ситуаций, современных образовательных технологий: ИКТ, метод моделирования; социо-игровые методы и приемы; проблемный метод обучения; проектная деятельность; метод моделирования; деятельностный подход; сказкотерапия, пескотерапия; театрально-игровая деятельность; приемы мнемотехники; здоровьесберегающие технологии; динамические паузы; разминка для пальцев; упражнения для глаз; дыхательная гимнастика; релаксационные паузы; психогимнастика; музыкотерапия; пальцевый массаж.
При использовании специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей, используется дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка, а также комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.
Соблюдаются рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, охране жизни и здоровья обучающихся – инвалидов и детей с ОВЗ, организации образовательного процесса (организация режима дня, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т.д.)
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объектов для проведения практических занятий,
приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья нет.
Для воспитанников с нарушением речи
осуществляется образовательная деятельность в логопедическом кабинете.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Отсутствует
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ №13 организована двигательная деятельность по физической культуре для всех
воспитанников, в том числе детей инвалидов и детей с ОВЗ в совмещенном музыкальном - спортивном зале.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Технические средства обучения для воспитанников, в том
числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушения речи):
Кабинет учителя – логопеда:
-материалы и игры по темам;
-зеркало с лампой дополнительного оснащения;
-дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного
речевого дыхания;
-картотеки материалов для автоматизации и дифференциации
звуков;
-логопедический альбом для обследования – предметные и
сюжетные картинки по лексическим темам;
-настольно – печатные дидактические игры;
-алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;
-методическая, дидактическая, справочная и художественная
литература.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
МБДОУ №13 обеспечено:
Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, группам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
Территория МБДОУ асфальтирована. В МБДОУ организовано
взаимодействие со специалистами службы ПМПК обеспечено психолого–педагогическое
сопровождение воспитанников всех категорий.
Специальные условия питания
Для воспитанников имеющих статус "инвалид"
предоставляется бесплатное питание, присмотр и уход.
В МБДОУ №13 организовано
сбалансированное питание в соответствии с 20 – дневным меню, утвержденным
заведующим ДОУ.
Питание воспитанников
осуществляется в соответствии с действующими Санитарно - эпидемиологическими
правилами и нормативами СанПиН 2.4.3648-20, утвержденными 28.09.2020 г.,СанПин
2.3/2.4.3590 - 20, утвержденными 27.10.2020 года.
Специальные условия охраны здоровья
Медицинский кабинет
Медицинское
обслуживание воспитанников, в том числе профилактическое, оздоровительные,
санитарно-гигиенические мероприятия, осуществляют медицинские работники ГБУ здравоохранения РА "Кошехабльская центральная районная больница".
Имеется процедурный кабинет и изолятор.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ №13 доступ к
информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным
для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
отсутствует.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ №13 отсутствуют электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается
доступ обучающихся.