Аннотация к основной образовательной программе МБДОУ №13
Основная
общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного
образования (далее Программа) муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
муниципального образования «Кошехабльский район»«Детский сад № 13
„Колосок”» (МБДОУ №13)- это нормативноуправленческий документ, определяющий
содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного
образования.
Программа
носит открытый характер. Она задает основополагающие принципы, цели и задачи
воспитания, создавая простор для творческого использования различных
педагогических технологий. Во всех ситуациях взаимодействия с воспитанником
педагог выступает как проводник общечеловеческого и собственного, личного опыта
гуманистического отношения к людям. Ему представлено право выбора тех или иных
способов решения педагогических задач, создания конкретных условий воспитания и
развития детей.
Нормативной
базой для составления Программы являются:
- Конвенция о правах ребенка (одобрена
Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР
15.09.1990)
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
- Федеральный закон от 29 декабря 2012
г. № 273-ФЗ (актуальная ред.) «Об образовании в Российской Федерации»
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
- Федеральный закон 24 июля 1998 г. №
124-ФЗ (актуальная ред. от 14.07.2022) «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации»
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/
- Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (ред. от
08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14
ноября 2013 г., регистрационный № 30384)
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
- Постановление Правительства
Российской Федерации от 21.02.2022 № 225 «Об утверждении номенклатуры
должностей педагогических работников организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных
организаций»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202202220042
- Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября
2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012210122
- Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020
г. № 32 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20
«Санитарно- эпидемиологические требования к организации общественного
питания населения»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011120001
- Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 января 2021
г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102030022
- Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования» (Зарегистрирован 31.08.2020 № 59599)
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009010021
- Приказ Министерство здравоохранения
и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н
(ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования»
(Зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638)
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW
105703/
- Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 (ред. от 13.05.2019) «О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за
ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения
учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом
договоре» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2015 № 36204)
http://www.consultant.ru/document/consdocLAW 175797/
- Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 536 Об утверждении
особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и
иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201606030031?rangeSize=1
- Постановление Правительства
Российской Федерации от 14.05.2015 № 466 (ред. от 07.04.2017) «О ежегодных
основных удлиненных оплачиваемых отпусках»
http://www.consultant.ru/document/consdoLAW 179568/
- Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 (ред. от 23.12.2020) Об
утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников
организаций, осуществляющих образовательную деятельность
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW
163666/
- Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении
Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
https://docs.edu.gov.ru/document/f9ac867f68a01765ef9ce94ebfe9430e/
- Устав МБДОУ №13;
- Положение об образовательной
программе МБДОУ №13.
Программа
сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной
социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и
определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем,
содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного
образования).
Обязательная
часть Программы разработана в соответствии с ФГОС ДО с учетом Федеральной
образовательной программы дошкольного образования.
Программа
включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный и одним
из основных компонентов Программы является федеральная рабочая программа
воспитания.
Кроме того,
согласно ФГОС ДО Программа включает
дополнительный раздел: краткая презентация Программы МБДОУ №13, предназначенная
для родителей (законных представителей) воспитанников.
1.2.
Цели и задачи Программы
Соответствуют п.п. 1.5,1.6. ФГОС ДО и ФОП стр.4-5
п.14.1,14.2
1.3.Принципы
и подходы к формированию Программы
Опора на п.1.4 ФГОС ДО с дополнениями, ФОП стр.5 п.14.3
Программа
состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения
реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования. Объем обязательной части Программы 60 % от ее общего
объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, 40 %.
Содержание
образовательных областей, представленных в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования, зависит от
возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в
различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской
деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
в раннем возрасте (1,6 год - 3 года)
- предметная деятельность и игры с
составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и
веществами (песок, вода, тесто и пр.),
- общение с взрослым и совместные игры
со сверстниками под руководством взрослого,самообслуживание и действия с
бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.),восприятие
смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная
активность;
для детей дошкольного возраста (3 года -
7 лет) это:
- игровая деятельность (включая
сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста,
а также игру с правилами и другие виды коммуникативная (общение и
взаимодействие со взрослыми и сверстниками);игры);
- познавательно-исследовательская
(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними;
восприятие художественной литературы и фольклора);
- познавательно-исследовательская
(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними;
восприятие художественной литературы и фольклора);
- самообслуживание и элементарный
бытовой труд (в помещении и на улице);
- конструирование из разного
материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной
материал;
- изобразительная (рисования, лепки,
аппликации);
- музыкальная (восприятие и понимание
смысла музыкальных произведений, пение, музыкально- ритмические движения,
игры на детских музыкальных инструментах);
- двигательная (овладение основными
движениями) активность ребенка.
Образовательная
деятельность в МБДОУ №13осуществляется в процессе организации различных видов
детской деятельности (двигательной, игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно исследовательской, изобразительной, музыкальной, при восприятии
художественной литературы и фольклора, конструировании); в непрерывной образовательной
деятельности (далее - НОД) или образовательной деятельности, осуществляемой в
ходе режимных моментов. Программа реализуется также в самостоятельной
деятельности детей и в процессе взаимодействия с семьями воспитанников.
С целью обеспечения полноценной организации
образовательного процесса в Программе прописана часть, формируемая участниками
образовательных отношений, которая предполагает реализацию педагогическим
коллективом МБДОУ №13 парциальных программ и технологий
Организация и содержание воспитательно-образовательного
процесса.
МБДОУ детский сад № 13 функционирует в режиме 5-дневной рабочей недели, с 10,5 часовым пребыванием.
Воспитание и обучение в детском саду ведется на русском языке.
Основной
структурной единицей учреждения является общеразвивающая группа для детей.
С
учетом возрастных особенностей контингента воспитанников в
учреждении сформировано и функционирует
7 групп.
По возрастным характеристикам представлены
группы раннего возраста и все виды групп дошкольного возраста:
Первая
группа раннего возраста (1,5 до 2 лет) - 2
вторая
группа раннего возраста (2 -3 лет) -1;
младшая
группа (3-4 года) – 1;
средняя
группа (4-5 лет) – 2;
старшая
группа (5-6 лет) – 1.
Модели организации образовательной деятельности.
Решение программных образовательных задач предусматривается в двух основных моделях организации образовательного процесса:
- специально организованной деятельности взрослого и детей (групповая, подгрупповая, индивидуальная);
- самостоятельной деятельности дошкольников;
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется в виде:
- непосредственно организованной деятельности (несопряженной с одновременным выполнением педагогом функций по присмотру и уходу за детьми);
- образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом воспитанников, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Условия осуществления образовательного
процесса.
В
учреждении для успешной учебно-воспитательной деятельности создана
материально-техническая база и комфортная развивающая среда. Педагоги, родители
и дети являются членами образовательного содружества, заинтересованного в
личностном развитии каждого.
Каждая возрастная группа имеет
отличительную предметно-развивающую среду для осуществления игровой и других
детских видов деятельности, соответствующую возрастным, психофизическим,
гендерным (для мальчиков и девочек) особенностям развития воспитанников от 1,5
до 7 лет.
Медицинское обслуживание.
Медицинское
обслуживание в детском саду осуществляет КГБУЗ «Кошехабльская больница» согласно договора
«О сотрудничестве МБДОУ № 13 и КГБУЗ «Кошехабльская
больница»
Организация питания в учреждении.
Питание в ДОУ осуществляется согласно
требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций".
В десятидневном меню для воспитанников
включено 3 приема пищи: завтрак, обед, полдник.
Контроль за качеством питания,
витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой,
выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, правильностью хранения и соблюдением
сроков реализации продуктов питания - осуществляет заведующий учреждения,
заведующий хозяйством и
бракеражная комиссия по питанию.
Взаимодействие
педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Взаимоотношения между двумя сторонами регулируются родительским
договором, включающим в себя права и обязанности сторон, возникающие в процессе
взаимодействия.
Для
достижения целевых ориентиров дошкольного образования усилия
педагогического коллектива и семей воспитанников ориентированы на достижение
единых целей. Преемственность между родителями и дошкольным учреждением
осуществляется во взаимодействии, сотрудничестве и доверительном отношении при
создании единого пространства развития и воспитания ребенка.
В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» ст.44 гласит:
«Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют
преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими
лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и
интеллектуального развития личности ребенка, способностей и необходимой
коррекции нарушений их развития».
Семья дает ребенку главное – то, что не
может дать никакой другой социальный институт – интимно-личностную связь и
изначальное единство с родными. Поэтому воспитательные отношения семьи и ДОУ
строятся на признании приоритета семейного воспитания. При тесном
взаимодействии с родителями достигается
основная цель – вовлечение семьи в образовательный процесс.
Взаимодействие с родителями строится на следующих
принципах:
- открытость
детского сада для семьи;
-
сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
-уважение и доброжелательность друг к другу;
-дифференцированный
подход к каждой семье;
- создание
активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в
семье и детском коллективе.
Формы работы с родителями.
- совместные
обсуждения педагогами и родителями интересов, умений, потребности каждого
ребенка, а также их достижений (групповые родительские собрания, индивидуальные
консультации);
- различные
способы информирования родителей об учебном процессе (родительские
собрания, семинары, анкетирование,
беседы, информация на родительских стендах и сайте учреждения);
- совместные
наблюдения за деятельностью ребенка (День открытых дверей);
- совместные
праздники.
Педагогический
коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с
семьей:
- в начале
учебного года составляется социологический паспорт групп ДОУ, выявляются
социально неблагополучные и семьи «группы риска»;
- в начале
каждого года проводится анкетирование родителей, по результатам которого
составляется план работы с родителями на год;
- в конце
каждого учебного года проводится мониторинг удовлетворения родителями
деятельностью учреждения и по результатам мониторинга оформляется проект плана
работы с родителями на следующий учебный год.